Все новости
6 Апреля 2018, 11:39

Способности, на выход!

В Башкортостане разработана Концепция развития молодых талантов

Рустэм ХАМИТОВ, Глава Республики Башкортостан:

— Надо выстроить профессиональную, грамотную работу с одаренными детьми. В каждой образовательной организации должны быть специалисты в этой сфере.


Один из общенациональных приоритетов — развитие интеллектуального потенциала страны и поддержка одаренной молодежи. Неталантливых детей нет, и наша задача — дать возможность проявиться способностям.


В Башкортостане давно и успешно действуют специализированные учреждения, позволяющие развивать разные способности детей. Это лицеи, гимназии, две кадетские школы, школы с углубленным изучением отдельных предметов. Более чем в 570 школах организовано профильное обучение. Наиболее востребован физико-математический профиль — 55,1% старшеклассников от общего количества обучающихся в профильных классах. Популярны такие направления, как химия, биология, экономика, информатика. Кроме того, в Башкортостане работают 11 республиканских общеобразовательных школ-интернатов для одаренных детей по разным направлениям: спортивное, художественное, музыкальное, химико-биологическое, физико-математическое и другие. Широко используется потенциал дополнительного образования — технопарки, кванториумы и др.

Нужен системный подход

Кроме того, разработана Концепция развития молодых талантов в Республике Башкортостан. Как считают ее авторы, главный недостаток в работе с одаренными детьми — это отсутствие системного подхода. По их мнению, отсутствует современная система своевременного выявления тех или иных способностей у детей. Задача концепции — создать такую систему. В частности, при обучении планируется соблюдать следующие принципы:

Инклюзия и эксклюзия: одаренные дети обучаются вместе со всеми детьми, что способствует их социализации, в то же время для одаренных детей могут быть созданы специальные условия для обучения по углубленным программам.

Открытость: система не подразумевает специального отбора и открыта для всех обучающихся независимо от вида одаренности.

Персонализация: учет индивидуальных особенностей учащихся, что будет способствовать их личностному росту.

Прозрачность: участие в процессе различных образовательных институтов, общественных организаций, меценатов, работодателей, обучающихся и их родителей. Данный принцип ориентирован на открытость и доступность информации для всех заинтересованных сторон.

Технологичность: использование современных информационно-коммуникационных технологий.

Кроме того, планируется создать Межведомственный координационный совет по развитию одаренных детей.

Предуниверсарии

Частью общей программы станет создание предуниверсариев. Поясним. Предуниверсарий — это специальная школа, создаваемая при вузе, в которой старшеклассники не просто осваивают школьную программу, но также углубленно изучают профильные дисциплины под руководством преподавателей университета.

Система уже существует в ведущих российских вузах, таких, как МГУ, МИФИ, Медицинский университет имени Сеченова, Высшая школа экономики. В предуниверсариях учатся с 10 по 11 классы, получая подготовительное профильное образование, что существенно повышает шанс поступить в вуз. Так, по итогам прошлого учебного года все 100% школьников, посещавших предуниверсарии в Москве, смогли сдать ЕГЭ успешно. Кроме того, многие из них стали призерами и победителями всероссийской олимпиады школьников.

В нашей республике идея создания предуниверсариев была озвучена на недавнем заседании коллегии Министерства образования РБ.

— В республике существует лишь форма взаимодействия «школа — вуз» на основании заключаемых соглашений о взаимодействии между общеобразовательными организациями и университетами республики. Например, лицей № 153, активно работающий с УГАТУ, — сообщил заместитель премьер-министра правительства РБ Салават Сагитов.

Из других примеров можно отметить инженерный лицей №83 имени Пинского при УГАТУ, где углубленно изучают математику, физику, информатику, химию.

По словам Сагитова, в республике созданы все условия для развития представленной концепции. Это и школы-интернаты, которые входят в ТОП-200, ТОП-500, хорошие педагоги, хорошие наработки, система подготовки преподавателей, серьезные вузы, которые входят в мировые рейтинги. Стоит задача собрать все это в единую налаженную, работающую систему.

Кроме того, в районах необходимо создать межмуниципальные ресурсные центры, где детей готовили бы к всероссийским и международным олимпиадам и конкурсам и давали бы более углубленные знания.

Как это будет работать

Как отмечают в Министерстве образования РБ, планируется сотрудничество республиканских вузов и общеобразовательных школ-интернатов. В частности, на базе Республиканского инженерного лицея-интерната будет создан предуниверсарий УГНТУ, а БГПУ имени Акмуллы возьмет шефство над Республиканской художественной гимназией-интернатом имени Давлеткильдеева.

Как рассказали нам в БГПУ им. Акмуллы, их совместный с Минобром республики проект — это гуманитарная школа Акмуллы по организации профильного обучения для учащихся 10-11 классов. Обучение аналогично стандартному обучению старших классов гимназии, но будет проходить не только в самой школе, но и в стенах университета, и многие уроки, внеклассные занятия будут вести вузовские преподаватели. Благодаря этой системе школьники осознанно подходят к выбору будущей профессии, у них происходит заблаговременная адаптация к вузовской среде.

Что касается предуниверсария при УГНТУ на базе Республиканского инженерного лицея-интерната, здесь упор будет сделан на естественно-математические дисциплины с инженерным уклоном. Для этих целей в лицее создаются специализированные учебные лаборатории и проектные зоны с современными программными и аппаратными комплексами. Закуплено оборудование для лабораторий.

Зачисление в предуниверсарии проводится по итогам конкурсного отбора, по результатам ОГЭ. Обучаться в них есть шанс у каждого старшеклассника нашей республики.

Интернаты сохранят свою юридическую самостоятельность, но при этом станут базовыми образовательными организациями вузов.

Рассматривается вариант, когда в гимназии создается профильный класс, дополнительные занятия (элективные курсы) проводятся в здании гимназии-интерната силами вузовских педагогов. Преподаватели могут также вести профильные предметы в рамках стандартной учебной программы. Возможно, вузы будут приглашать школьников на свои площадки.


Взгляд эксперта

В середине марта Глава Республики Башкортостан Рустэм Хамитов встретился с ректором Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Виктором Садовничим. Один из вопросов, затронутых в беседе Хамитова и Садовничего, касался как раз работы с одаренными детьми.

— Безусловно, нам очень интересен ваш опыт, — сообщил Глава республики. — Мы приступили к реализации своей республиканской программы по одаренным детям. Хотели бы получить ваши наработки в этой части, произвести соответствующий обмен опытом.

Виктор Садовничий, в свою очередь, рассказал об опыте МГУ в этом направлении.

— У нас в МГУ — две школы. Одна из них, Колмогоровская, создана уже более 30 лет назад. Она одна подготовила 3,5 тысячи кандидатов и докторов наук. Сейчас она такая же мощная, у нее очень мощная методика. Она входит в структуру университета… Год назад я создал и построил еще одну гимназию при МГУ, настоящий дворец, так уж удалось. Она основана на новых программных принципах. Если школа имени А.Н. Колмогорова, по сути, обычная школа, только с углубленным изучением математики, физики, химии, то здесь упор на проектную деятельность. Госкомпании, по сути, размещают некие заказы на программно-целевую подготовку. То есть учащиеся часть времени проводят в компаниях. Там преподает лучшая профессура.

Кроме того, по мнению ректора столичного вуза, нужно делать упор на олимпиады.

— В Московском государственном университете учатся 470 ребят из Башкирии, причем 370 из них — это победители олимпиад. То есть у вас очень талантливые люди. Важно, чтобы они имели возможность вернуться и работать в республике.


Раиль АСАДУЛЛИН,

ректор БГПУ им. Акмуллы:

— Мой педагогический стаж составляет свыше 40 лет, и я могу констатировать, что сегодня одаренных и увлеченных знаниями детей не меньше, чем в прежние годы, несмотря на очевидный демографический спад в республике и стране. К тому же в сегодняшнем образовательном пространстве созданы новые, уникальные условия для выявления и развития одаренности у обучающихся.

Еще несколько лет назад сложно было предположить, что в Башкортостане появятся кванториумы, предуниверсариумы, крупные технополисы. Трудно было поверить и в то, что профессоры вузов нашей республики и приват-профессора главного университета страны — МГУ им. М. В. Ломоносова — будут проводить для детей систематические занятия, направленные на развитие их способностей.


В помощь школьникам и учителям

В рамках Концепции развития молодых талантов в РБ запущен информационный портал od.bspu.ru — «Одаренные дети Республики Башкортостан». Здесь есть календарь олимпиад, информация о конкурсах, график проведения учебно-методических сборов, советы психолога и многое другое.


280 тыс. учащихся республики приняли участие в олимпиадах в 2016-2017 гг.