После комиссии сфотографировались на память у фотографа Ибатова. Вы их видите на снимке: первый ряд слева – Ахмедьянов Ражап Бадамшинович, Хаматуллин Васил Тагирович, Салимов Шамильян Камилович; второй ряд слева – Баширов Фазыльян Давлетханович, Ахтаров Ракипьян Сагадатович. Все они 1923 года рождения, все прошли фронтовые дороги, но у каждого судьба сложилась по-своему.
Ахмедьянов Ражап Бадамшинович. Родился он 23 марта. Участвовал в Великой Отечественной войне с марта 1942 года в составе 780-го стрелкового полка, бронебойщик. Во время сражения на территории Украины получил контузию, попал в плен к немцам. Совершив побег из плена, примкнул к партизанскому движению, воевал в составе партизанского отряда имени Гули Королевой. Демобилизовался в марте 1947 года. Трудовой путь прошел в ПМК-8. Умер 18 сентября 1994 года.
Хаматуллин Васил Тагирович. Родился 5 октября. В 1942 году окончил Лемез-Тамакскую среднюю школу. С 20 мая 1942 года – рядовой стрелок 504-го стрелкового полка 107-ой стрелковой дивизии 60-ой армии Воронежского фронта. С 5 августа 1942 года по 15 августа 1944 года – рядовой стрелок 60-ой армии Воронежского, Центрального и I Украинского фронтов. С 15 августа 1944 года курсант зенитно-пулеметного училища с последующим назначением на должность командира взвода 18-го отдельного зенитно-пулеметного взвода Западного фронта. Уволен в октябре 1945 года. С января 1946 года по август 1948 года – военрук, с августа 1948 года по сентябрь 1949 года – директор Новомуслюмовской школы. С сентября 1953 года по 15 августа 1955 года – студент Месягутовского учительского института. С 5 августа 1955 года по сентябрь 1956 года – директор Абдуллинской школы. С сентября 1956 года по сентябрь 1961 года – учитель физики и математики Новомуслюмовской неполной сельской школы. С сентября 1961 года по октябрь 1984 года – завуч. Умер 28 февраля 1992 года.
Салимов Шамильян Камилович. Родился 14 октября. Призван Мечетлинским районным военным комиссариатом 1 марта 1942 года. Родные получили извещение о его гибели в сентябре 1942 года. Но Шамильян абый остался жив. Воевал в составе 780-го стрелкового полка вместе с Ахметьяновым Р. Б. Во время боя при обороне города Луганск на Украине, будучи раненым, попал в плен к немцам. На себе испытал все ужасы немецких лагерей, а после освобождения из плена, и советских лагерей на Дальнем Востоке. В послевоенные годы трудился в колхозе имени Жданова пчеловодом. Умер 8 декабря 1999 года.
Баширов Фазыльян Давлетханович. Башкирский панфиловец. Сабельник 1-го эскадрона 294-го кавполка,112-ой Башкирской кавдивизии, 8-го кавкорпуса. Погиб 23 января 1943 года. Посмертно награжден орденом Отечественной войны 1-й степени (11.02.1943, приказ №12/н). Похоронен на площади «Борцов революции» города Белая Калитва Ростовской области.
Вот описание последнего боя Фазыльян абыя, последнего дня его жизни. «В январе 1943 года Ставка ВГК приняла решение об уничтожении группы вражеских армий «Дон» и освобождении Донбасса. Войска Юго-Западного фронта, двигаясь в направлении Ворошиловграда, должны были занять Северный Донец. 18 января сводный отряд 112-й Башкирской конной дивизии, наступая одновременно с юга и севера, вплотную подошел к городу. Немецкие войска на высоком берегу Дона соорудили доты, используя каменные дома, шахты, железобетонные конструкции. Эти вражеские укрепления не давали возможности нашим войскам форсировать реку. Здесь кавалеристы-башкиры наткнулись на сильное сопротивление противника. Высота 79,9 за Северным Донцом господствовала над всей окружающей местностью и казалась неприступной. Приказ овладеть высотой и удерживать ее до подхода основных подразделений дивизии получила группа из тридцати воинов во главе с лейтенантом А. Атаевым. 21 января к вечеру началась артиллерийская подготовка. Когда огонь был перенесён в глубину вражеской обороны, группа ринулась на штурм. Под шквальным огнём пулемётов смельчаки шаг за шагом продвигались вперёд и вскоре, уничтожив отчаянно сопротивлявшихся гитлеровцев, прочно закрепились на высоте. Ранним утром 22 января тишину взорвали первые пулеметные очереди. В сторону высоты двигалась рота пьяных гитлеровских солдат, поддерживаемая артиллерией. Начался бой. Тридцать наших солдат не только отбили контратаку, но и почти полностью истребили вражескую роту и уничтожили одну бронемашину. В 17.00 того же дня две роты эсэсовцев попытались снова овладеть высотой, но, оставив на снегу десятки трупов, вынуждены были отступить. Понесли потери и наши воины. На другой день, когда в группе осталось в живых лишь 17 человек, она сновa выдержала штурм 50 вражеских автоматчиков при поддержке четырех танков. С фронта наступал батальон пехоты и десять танков. В то время на высоту двигался еще один батальон пехотинцев с тыла. Стойкость, упорство, героизм наших кавалеристов были поистине беспредельны. Пулеметы, винтовки и гранаты – всё было пущено в ход, чтобы отразить бешеный натиск врага. В этом бою отличились парторг лейтенант Яков Титов и заместитель командира старший сержант комсомолец Зуфар Аминев, которые первыми бросились в рукопашную схватку, огнем и прикладами автоматов уничтожая вражеских солдат. В самые критические минуты боя из-за склона высоты показались танки. Израненный, истекающий кровью комсорг группы Фазыльян Баширов со связкой гранат в руках поднялся и пошел навстречу танку. Раздался взрыв...
…Когда полк прорвался к высоте, живых здесь уже не было. Вокруг догорали вражеские танки и бронемашины, лежали десятки трупов эсэсовцев. Так закончился тот бой, который среди сражений времен Великой Отечественной войны по праву стоит в одном ряду с подвигом 28 гвардейцев-панфиловцев. Родина высоко оценила мужество тридцати башкирских богатырей. Командованием 294-го кавалерийского полка все они были представлены к званию Героя Советского Союза. Наградные документы поступили в штаб 3-й гвардейской армии, в составе которой 112-я кавалерийская дивизия находилась со 2 февраля 1943 года (а подвиг группы был совершён 21-22 января, когда дивизия еще находилась в составе 5-й танковой армии). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 марта 1943 года лейтенанту А. Атаеву было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза, а его двадцать девять боевых друзей награждены орденами Отечественной войны I степени. Но воины об этих боевых наградах уже не узнали. Лишь один из них, Павел Григорьевич Халеев, считавшийся погибшим, оказался жив. Коммунист П. Халеев помог восстановить подробности последнего боя. "В нашей группе, – пишет он, – в основном были молодые люди – комсомольцы, представители восьми национальностей. Перед последней контратакой мы по-братски обнялись и при этом каждый поклялся на своем родном языке умереть за Отчизну, но высоту врагу не отдавать!...". Около города Белая Калитва на высоте Бессмертная стоит памятник. Крупными буквами выбиты на нем имена тридцати героев-атаевцев. Горит Вечный огонь. У подножия обелиска всегда цветы, как память об отважных сынах любимой Родины».
Ахтаров Ракипьян Сагадатович. Родился 12 марта. Воевал в составе 766-го стрелкового полка 214-ой стрелковой дивизии. Семья получила извещение о гибели под Сталинградом 24 июля 1942 года. Ракипьян абый также выжил. По ранению попал в плен к немцам. Совершил три побега, первые два – безуспешно, а в третий повезло. Дошел до своих войск, после проверки продолжил службу. Демобилизовался в 1948 году. Но война не прошла бесследно, фронтовые раны не дали возможности дожить до счастливой старости, увидеть, как растет единственная дочь Дамира, радоваться внукам. 21 марта 1951 года перестало биться сердце Ахтарова Р. С.
Годы проходят, но память о наших близких всегда с нами...