Все новости
3 Мая 2018, 16:46

Какой ценой создалась Устьикинская коммуна...

Ровно 100 лет назад по всей территории России происходили большие политические и исторические события. С победой советской власти стали появляться первые ростки коллективизма в деревне. Создателями первых колхозов-коммун и артелей в Башкирии в начале 1918 года выступали коммунисты, многие из которых отдали свои жизни в борьбе с контрреволюцией.

До села Устьикинское весть о революционных событиях дошла в конце ноября 1917 года. При активном участии трудового крестьянства, во главе с Ревкомом, прошли выборы в Волостной совет крестьянских депутатов.

По инициативе Петра Филлипова, Тихона Онкина, Ивана Балашова и других было решено создать в Устьикинском трудовую коммуну. 9 апреля 1918 года в доме Петра Филлипова (ул. Первомайская, д.13 а) собрались 13 домохозяев на свое первое открытое собрание, на котором решили свою дальнейшую судьбу. На собрании председателем избран Петр Никанорович Филлипов, секретарем Степан Дмитриевич Чусов, где выслушали доклад Петра Филлипова об организации в селе Устьикинском коммуны. Причем пришли к убеждению, что действительно, «поодиночке нам бороться с нуждой и бесхлебьем невозможно, а особенно в отношении обработки полей и их удобрения. Само собой понятно, что в одиночной работе деревенский пролетариат никогда не сработает с прибылью, а обыкновенно – с убытком. И как не вертись, как ни работай всей семьей «от мала до велика», в конце концов в течение года ни сыты, ни голодны, дивиденд иногда – последние лапти с ног долой. Тяжела и безотрадна доля бедняков. Другое дело, учитывая наши средства, а главное живую силу, в общей, объединенной, тесной и дружной работе, во взаимном отношении находим прямой и широкий путь к уничтожению нищеты и сбережению здоровья; этот путь – «трудовая коммуна». В единении – сила. Пусть «многомыслящие» толстосумы осмеют это священное начало равенства и братства – мы твердо решили идти тернистым путем навстречу грядущему социализму». Собравшиеся приняли устав, определявший цели и задачи, имущественно-хозяйственные условия, права и обязанности членов коммуны – «Коммуна занимается хлебопашеством, огородничеством, скотоводством, семеноводством, птицеводством, рыболовством и вообще всяким трудом, видоизменяя то или иное, что окажется полезным для общества, а равно какой-либо промышленностью при нашем хозяйстве, независимо – ручного или машинного производства». Коммунары видели свое благополучие в кропотливом труде на общее дело.

К концу мая в ее состав входило уже 18 семейств, насчитывалось всего 127 человек, из них 66 рабочих, остальные дети и престарелые. Решением общего собрания волостной коллегии по земледелию от 23 апреля под председательством С. Д. Чусова коммуне выделяется земельный участок «все поданные прощения удовлетворить только от границ, но ни в коем случае не чересополосно» и общим собранием граждан села от 17 мая – «отводу участку коммуне препятствий не имеем». Решение заверено председателем Устьикинского сельского исполнительного комитета Совета крестьянских депутатов К. Филлиповым.

С затаенной злобой следила за преобразованиями на селе кулацко-купеческая верхушка. Тревожными были июньские дни 1918 года, заговор против советской власти назревал. Заговорщики заранее запланировали все детали мятежа и кровавой расправы над большевиками, активистами, коммунарами, определив каждому меру наказания. Вся злоба и ненависть выплеснулась 18 июня. Где-то в середине дня вовсю зазвонили колокола Пророко-Ильинской церкви. На церковной площади стали быстро собираться люди, часть которых и не ведала о чем этот звон. Ворвавшаяся в волостной совет толпа потребовала сдать власть и разоружиться «во избежание кровопролития». Коммунары соглашаются на «мирные» предложения. После сдачи оружия на площади сразу началась расправа над большевиками, активистами, коммунарами и бойцами партизанского отряда. Ударом кола по голове свалили на землю Тихона Онкина –председателя волостного революционного комитета и всего избитого привязали ногами к хвосту лошади и галопом волочили по селу. Иван Балашов – секретарь волостного совета, был убит первым около общественного колодца ударами поленом по голове, Петра Филлипова – председателя коммуны, арестовали дома, повели к площади. По дороге ему вонзают дважды вилы в спину и окровавленного бросают в общую кучу. Где-то к 5-ти часам вечера на окраине деревни была выкопана большая яма, к которой подвозили на телегах и сбросили покалеченных, полуживых коммунаров и забросали землей. Михаил Захаров расправу над коммунарами пытался остановить, но из толпы кто-то крикнул ему: «Ты, что, сам хочешь в эту яму?». Захаров пытался спасаться бегством, но раздался выстрел и он упал сраженный пулей, его повели домой и через сутки он умер. Так были закопаны 10 человек, в большинстве из них еще теплилась жизнь.

Расправа над сторонниками советской власти завершилась арестом и отправкой в Кусу 17 человек, всех их по дороге или в самой Кусе расстреляли.

В эти дни Златоустовский уезд стал очагом крестьянских выступлений против советской власти. Такая же расправа над большевиками, активистами, бойцами партизанского отряда были совершены в селах Верхнее Бобино, Большая Ока, Дуван-Мечетлино, в деревне Сабанаково. В братских могилах села Дуван-Мечетлино похоронено 33 активиста советской власти, деревни Сабанаково – 27.

В 1956 году в селах Большеустьикинское, Дуван-Мечетлино и деревне Сабанаково появились первые обелиски героям гражданской войны, зверски убитым врагами революции. Автор этих обелисков – заслуженный архитектор РФ Барый Калимуллин.

Сто лет минуло с тех далеких времен революции и гражданской войны, но память о коммунарах жива и по сей день. Именами многих из них названы улицы сел и деревень, документы и воспоминания о них хранятся в музеях, подрастающее поколение пишет исследовательские работы о них.

Назира АХКАМОВА,

руководитель районного

историко-краеведческого

музея.