Все новости
18 Сентября 2018, 13:07

Утром в школу, днем — в кружок

Как организовать досуг ребенка Рустэм ХАМИТОВ, Глава Республики Башкортостан:— Важно научить ученика правильно планировать собственную жизнь, ставить реальные цели, а затем целенаправленно их достигать в профессиональной, творческой и других сферах. Начинать развивать эти качества нужно с малых дел в школе, во внеклассной работе, на занятиях в кружках и секциях, помогая формировать ценностное отношение ребенка к труду, творчеству, друзьям, к себе, своей жизни.

Начался новый учебный год. А помимо школы и детского сада, существует множество кружков и секций на любой вкус. Как выбрать наиболее подходящее занятие для вашего ребенка? Об этом мы беседуем с заместителем директора по учебно-воспитательной работе Уфимского городского Дворца детского творчества им. В.М. Комарова Светланой Самойловой.


— Как помочь ребенку в выборе дополнительного занятия?

— Чтобы определить интересы ребенка, его наклонности и таланты, нужно еще в дошкольном возрасте дать ему возможность проявить свои способности, но в небольшом объеме. Далее ребенок сориентируется, что ему ближе, и сам определит, например, будет ли это спорт, вокал или хореография. Как правило, в городских и районных домах детского творчества представлен весь спектр дополнительных образовательных услуг. Детей принимают без профессионального отбора, но в некоторых случаях необходимо медицинское разрешение (справка от педиатра). Часто дети, которые поначалу не проявляют особого рвения, через несколько лет благодаря трудолюбию и регулярным занятиям становятся яркими звездочками.

— Как сделать так, чтобы ребенок не потерял интерес к занятиям?

— Нужно исходить из потребностей своего ребенка и понимать, что он на самом деле хочет. Всячески поощрять любые его начинания и ни в коем случае не критиковать, если что-то не получается. Важна тесная связь родителей и педагога. Кроме того, ребенок начинает более серьезно относиться к дополнительным занятиям, когда он видит результат своего труда, добивается первых успехов. Это может быть поделка, положительно оцененная на выставке, медаль на соревнованиях, роль в пьесе и так далее. А чтобы привить ребенку организованность, его нужно приучить к режиму. Он должен не опаздывать на занятия, соблюдать определенные требования к внешнему виду, выполнять задания. Регулярность и режим вырабатывают привычку. И серьезное отношение педагогов к своей работе также формирует серьезное отношение к занятиям у ребенка.

А детям обязательно нужно участвовать во всевозможных конкурсах, фестивалях. Сначала на уровне учреждения, затем города, республики и так далее. После таких успехов дети понимают, для чего они занимались, осознанно начинают работать. Конкурсы стимулируют развитие коллектива и ребенка.

— Какая должна быть наиболее оптимальная нагрузка — сколько кружков может посещать ребенок без ущерба для здоровья?

— Количество кружков, которые одновременно может посещать ребенок, индивидуально. Думайте о здоровье ребенка, распределяйте его нагрузку таким образом, чтобы оставалось время на домашние задания и отдых. Есть немало случаев, когда ребята занимаются в трех-четырех кружках, успевая при этом успешно учиться в школе. Но, как правило, выбирают один или два кружка разной направленности. Хорошо сочетать что-нибудь подвижное (спорт или танцы) с художественным творчеством, например.

— На что следует обращать внимание, выбирая заведение и педагога?

— Конечно, важно географическое положение. Надо думать, как ребенок будет самостоятельно ходить на занятия. Некоторые родители специально возят детей, но это единичные случаи. Во всех районах и городах республики есть центры детского творчества, информация о которых находится в открытом доступе. Лицензии на образовательную деятельность можно увидеть на сайте или на информационных стендах заведения. Но в первую очередь нужно смотреть на педагога. Помимо профессиональных качеств, он еще должен быть личностью, умеющей сплотить детский коллектив, «зажечь» в своих воспитанниках искру. Ознакомьтесь с его достижениями, отзывами о нем. Если же это молодой специалист, но в течение первого года деятельности он сумел сформировать и сохранить детский коллектив, то это верный признак того, что он может работать с детьми.

Пусть будет больше дворцов творчества и частных организаций. Дополнительное образование часто определяет в дальнейшем и профессию, и любовь к творчеству, вместе с образованием дети здесь получают воспитание, основу культуры. Получают возможность быть счастливыми, занимаясь творчеством.

* * *

Все дети талантливы

Дети восприимчивы ко всем видам творчества. Так, по мнению преподавателей сольфеджио, нет людей, у которых отсутствует музыкальный слух или чувство ритма, главное — развить эти способности. Видимо, поэтому малыши весьма охотно поют и танцуют. Традиционно в музыкальные школы учеников набирают с шести-семи лет. Не беда, если вдруг проснется потребность в музыкальном самовыражении чуть позже. Курс игры, например, на классической гитаре осваивают за пять классов, поэтому поступить в школу можно и в 12 лет.

Стоит ли в раннем детском возрасте уделять серьезное внимание музыкальным занятиям? Результаты от таких упражнений, прямо скажем, сомнительные (если ваш ребенок не Моцарт). И есть опасность, что дитя просто-напросто «перегорит» в своем стремлении музицировать и в более осознанные годы уже не захочет возвращаться к надоевшему занятию.

Касательно танцев. Уж они, кажется, точно никому не навредят в любом возрасте.

— В принципе, в три-четыре года можно начать танцевать, — рассказывает заслуженный работник культуры РБ Наталья Маркидонова. — Но ждать особых результатов не стоит. Обучение в этом возрасте идет очень медленными темпами. К полноценным коллективным занятиям танцами дети физически и психологически готовы лишь к шести-семи годам.

Хореограф подчеркивает: танцы дают ребенку колоссальное физическое развитие, улучшается координация движений, развивается память. Сегодня детей часто приводят в танцевальные кружки, что называется, по медицинским показаниям. Таким образом борются с подростковым сколиозом.

— Но главное, — считает Наталья Маркидонова, — чтобы дети получали от творчества эстетическое удовольствие.

Между тем, если родители видят в будущем своих чад на профессиональной сцене, то следует знать, что педагоги в хореографических училищах предпочитают набирать детей, не занимавшихся в каких-либо студиях. У каждого хореографа своя методика, и проще начать обучение с чистого листа, нежели переучивать ученика.

Стремление родителей с ранних лет приобщить детей к спорту также вполне объяснимо. Физические упражнения укрепляют здоровье, дисциплинируют и воспитывают характер. Однако любой вид спорта травматичен. К тому же маленькие дети могут испытывать, кроме физических нагрузок, еще и психологическое давление — как со стороны тренера, так и со стороны родителей. Здесь, как нигде, важен принцип «всему свое время». Психологи советуют не отдавать ребенка в ту или иную спортивную секцию для решения проблем со здоровьем, поскольку он будет изначально чувствовать себя ущербно на фоне физически развитых сверстников.


Василя Абдрахманова, начальник отдела воспитания и дополнительного образования детей Министерства образования Республики Башкортостан:

— Министерство образования курирует шесть государственных бюджетных образовательных учреждений дополнительного образования детей республиканского значения. Это детский оздоровительно-образовательный центр туризма, краеведения и экскурсий, детский эколого-биологический центр, детский образовательный технопарк, управление по физическому воспитанию учащихся и подготовке олимпийского резерва, центр культуры учащейся молодежи и центр развития творчества детей и юношества. Пять центров размещены в Уфе, а последний — центр развития творчества детей и юношества — в Стерлитамаке. Данные центры разрабатывают методику теоретической и практической работы для 207 муниципальных учреждений дополнительного образования республики. Занятия в кружках и секциях государственных бюджетных учреждений дополнительного образования детей бесплатные. Также действуют бесплатно кружки, образованные на базе общеобразовательных школ. Методику для таких занятий разрабатывает само учебное заведение.

Как же обстоит дело с частными заведениями, различными «развивайками»? Требования для негосударственных образовательных учреждений носят примерный характер. А в соответствии с Законом «Об образовании» не требуется лицензия для проведения занятий без итоговой аттестации и выдачи документов об образовании.


Онлайн-навигатор

В рамках приоритетного российского проекта «Доступное дополнительное образование для детей» запущен интернет-портал р02.навигатор.дети. Это своего рода каталог кружков и секций, где каждый сможет выбрать для себя заведение, наиболее подходящее по месту жительства, возрасту ребенка и, конечно же, направлению. На сайте представлена подробная информация по кружкам технической, естественнонаучной, эколого-биологической, туристско-краеведческой, художественной, физкультурно-спортивной, патриотической и социально-педагогической направленностей. Также здесь публикуются новости о слетах, конкурсах, фестивалях.