Все новости
26 Июля 2019, 17:00

Абдуллинским тептярам – 260 лет

Предлагаем вниманию читателей статью об истории сословия тептярей (припущенников) деревни Абдуллино.

Думаю, будет уместно начать свой рассказ с того, почему же часть деревни называется «типтәр осо» (сторона тептярей). Ведь долгое время считалось, что тептяри – это национальность. Это не правильно, потому что такой национальности не существует. А у башкир, татар родов с таким именем никогда не было.

Само название «тептяр» происходит от слова «ситкә тибелеү» («отчуждение, гонение»).

После подавления восстания 1735-1740 годов началось массовое уничтожение башкирских деревень, башкир заставляли уходить с насиженных земель. На этих землях строились заводы и крепости, образовывались новые русские деревни. Переселенцев башкиры называли «типтәр» – «припущенники», которые были переименованы в сословие тептярей.

В это же время в Красном Яре, где проживали башкиры, была построена крепость, после чего она стала Красноуфимской, появились Артинский, Новосергинский и Натальинский заводы.

Таким образом, в Большекызылбаево переселились три тептярских семьи, в Большую Оку – около десяти, а в Абдуллино – восемь семей кунгурских татар. Все это привело к образованию нового поселения. Известно, что в деревню в 1726 году были переселены кунгурские татары. Они облюбовали левый берег реки Тавра, где она впадает в Ай, и таким образом образовали «кунгурскую сторону» деревни.

После этого, 10 августа 1759 года, между башкирами и припущенниками был составлен договор о переселении тептярей близ деревни Абдуллино. В документе есть приписка «навсегда». Таким образом, на территорию пришли два переселенческих народа и они населили левый берег реки Тавра.

Возникает вопрос «Когда же Абдуллино получило свое название?» До сегодняшнего дня на этот вопрос нет точного ответа. Этому способствует отсутствие исторических сведений, шежере деревни и архивных материалов.

В книге «Большая Ока» (1991 год) Булата Давлетбаева (выходца Большой Оки) можно немного почерпнуть информацию об истории Абдуллино. В ней описывается создание соглашения между тептярами, кунгурами и башкирами. Так же в ней написано, что название деревни Абдуллино было Кошсо. Но когда была основана деревня и когда она была переименована в Абдуллино – остается неизвестным.

Обратим внимание на документы соглашений от 1714 и 1726 годов. В 1714 году в документах стоят подписи башкир поселения Кошсо – Наураза Атакова, Акбаша Бекеева, Абдуллы Иванова и Илекай Терясова. В соглашении от 1726 года значатся лишь росписи Акбаша Бекеева и кунгурца Батыя Тургаева и упоминается деревня Абдуллино. Создается впечатление, что Абдулла Иванов умер, но его имя было присвоено деревне (в русской версии - деревня Абдуловой).

В монографии Анвара Асфандиярова отмечается участие Суюндык Абдуллина, сына Абдуллы, в восстании 1738 года и преследования его с товарищем Муртазой Нуркаевым властями.

О деревне Абдуллино в одном из последних исторических источников, в книге «История башкирских родов: Кошсо, Сызги, Упей» (том 18, стр. 55) написано следующее:

«1708 года генваря 4 дни Уфинского уезда Сибирской дороги из деревни Озерной башкирцы Рахмангул Емметев, Абдул Иванов стоварищи послали ево Иликея с товарищем з Бексентеем в Кунгурский уезд в деревню Турыш позывать татар к себе в согласие».

7 января 1708 г. башкиры вторглись в Кунгурский уезд и заняли села Златоуст…»

Из этого следует, что Абдулла был участником восстания, значит, этот человек был образованным и уважаемым муллой из рода Кошсо. А его сын Суюндык участвовал в восстании 1737-1740 годов. К сожалению, его биография малоизвестна.

О том, как произошло основание стороны тептярей, мы говорили выше. Закономерно возникает вопрос: в чем причина их переселения?

Я помню, как моя мать Халима (1918-2012 гг.), прожившая до 94 лет, говорила о том, что Красный Яр (то есть сегодняшний Красноуфимск) является исторической родиной наших прадедов. Но документального подтверждения тому нет.

Но я обратился к официальному документу ревизским сказкам – список переписи населения от 1795 года. С его помощью я выяснил, где они жили, их национальную принадлежность. В списке есть полная информация о восьми семьях – откуда прибыли, с какой стороны их зятья и невестки. Выяснилось, что связь они поддерживали с Пермью, Красноуфимском и Бугалышем.

В то время улиц, какие они есть сегодня, еще не было. Каждое хозяйство было огорожено отдельно и жило обособленно. Лишь с 1865 года в соответствии с российскими законами башкирские деревни переделывались по подобию русских деревень.

Более 100 лет (1759-1865 гг) тептярскую и кунгурскую стороны было принято разграничивать забором. В строительстве ограды использовался дуб, как самое крепкое дерево. Поэтому дубовый лес, который был около деревни, был вырублен.

И во время советской власти деревню делили на три стороны – тептярскую, кунгурскую и башкирскую. Однако в официальных документах упоминаются две стороны – башкиры левого и правого берега реки Тавра и тептяри. В трудах Анвара Асфандиярова сказано, что по сведениям соглашения в 72 домах жили 405 татар и четверо тептярей, в 78 домах 478 башкир.

Во время Советского периода история деревни Абдуллино практически не изучалась. То, что это было ошибкой, стало понятно лишь во времена перестройки. Огорчает, что по этой причине оборвалась нить, связующая поколения, потеряна история. Но в то же время есть стремление восстановить их через те документы, которые все же сохранились. Есть надежда на людей, интересующихся историей своего края.

Абдуллино – одна из деревень-долгожителей района. Ее жители всегда старались сохранить свои традиции, добрососедские отношения, жить в мире и никогда не были равнодушны к происходящему вокруг. Тому доказательство – участие абдуллинцев в крестьянской войне 1773-1775 годов. Этот факт досконально не изучен. Поэтому мы не знаем их всех поименно. Но имена тех героев, что стали участниками Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, оттеснены на обелиске.

Молчаливыми свидетелями исторических фактов являются и кладбища, которые сегодня активно облагораживаются. В Абдуллино их два.

Этот год особенный для абдуллинцев – 260 лет с тех пор, как сюда пришли переселенцы и образовали сторону тептярей. А с тех пор, как здесь обосновались первые башкиры рода Кошсо прошло около 1660-1670 лет. Об этом можно судить по шежере рода – примерно в 360-365 годы.

Вот уже около 25 лет жители Абдуллино являются примером верности и любви к своей родной деревне. Нельзя не отметить, что Абдуллино стало лауреатом в республиканском конкурсе «Самое красивое село».

В конце своей статьи хочу ознакомить со своими мыслями об этимологии и происхождении названия реки Тавра, впадающей в Ай. Это очень спорный вопрос.

Историки связывают его название с крымской Тавридой, другие видят связь с населенным пунктом Тавра Свердловской области. Я же считаю, что это название ему дало местное население. Жители сначала называли его река между двух гор («тау ара»), потому как она протекает между гор и впадает в Ай.