В последнее время участились случаи управления по дорогам общего пользования и населенным пунктам мотоблоками, а также участие их в дорожно-транспортных происшествиях.
К примеру, на прошлой неделе в деревне Новомуслюмово, местный житель управляя мотоблоком совершил ДТП - наехал на автомобиль марки «Волга». Водитель мотоблока уже был лишен прав, также он находился в состоянии алкогольного опьянения. Нарушителю ПДД назначено административное наказание в виде ареста на 10 суток.
Второе ДТП произошло буквально на днях на улице Промышленная села Большеустьикинское. Водитель мотоблока также находился в состоянии алкогольного опьянения и совершил наезд на автомобиль «ВАЗ-2107». Данный водитель уже был неоднократно лишен прав, поэтому в его действиях усматриваются признаки уголовного правонарушения.
До 2019 года понятие «мотоблок» не было закреплено ни в одном нормативно-правовом акте, вследствие чего управление таким средством подлежало юридической квалификации по статьям 12.29 и 12.30 КоАП РФ.
12.02.2019 года решением Коллегии Евразийской экономической комиссии за №25 «О классификации мотоблока (мотокультиватора) в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза» определено понятие мотоблока (мотокультиватора). Данный документ подписан его членами, в том числе Российской Федерацией и вступил в законную силу 17.03.2019 года.
Так, в соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 22 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза Коллегия Евразийской экономической комиссии решила, что мотоблок (мотокультиватор) представляет собой устройство с возможностью крепления навесного и(или) прицепного оборудования управляемое рядом идущим водителем при помощи рулевого устройства в виде двух рукояток, с одной ведущей осью, двигателем внутреннего сгорания, конструктивные особенности которого предусматривают возможность установки на ведущую ось рабочих органов (фрез) для обработки почвы или колес, имеющее тягово-спецное устройство, и(или) приспособления для крепления навесного оборудования, и шкив или вал отбора мощности, в соответствии с Основными правилами интерпретации Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности 1и 6 классифицируется в субпозиции 8701 10 000 0 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 года №54, в редакции от 19.03.2019 года «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза», вступившими в законную силу с 16.05.2019 года определена единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности евразийского экономического союза и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза в субпозиции 8701 10 000 0, в соответствии с которым мотоблок (мотокультиватор) относится к категории тракторы одноосные.
Всоответствии с изложенным, управление мотоблоком (мотокультиватором) по дорогам общего пользования в настоящее время надлежит квалифицировать по всем статьям главы 12 КоАП РФ, в том числе за управление без соответствующего водительского по статье 12.7 КоАП РФ, а также за управление в состоянии опьянения, с применением мер административного задержания транспортного средства в соответствии со статьей 27.13 КоАП РФ.
В соответствии с изложенным, управление мотоблоком (мотокультиватором) по дорогам общего пользования в настоящее время надлежит квалифицировать по всем статьям гл. 12 КоАП РФ, в том числе за управление без соответствующего водительского удостоверения по ст. 12.7 КоАП РФ, а также за управление в состоянии опьянения, с применением мер административного задержания транспортного средства в соответствии со ст. 27.13 КоАП РФ.
Кроме того, в случаях если мощность двигателя такого транспортного средства превышает рабочий объем свыше 50 куб.см. или максимальную конструктивную скорость (при любом двигателе) свыше 50 км/ч действия водителя подлежат дополнительной квалификации по ст.ст. 12.1 – 12.3 КоАП РФ (управление транспортным средством, незарегистрированным в установленной порядке, без государственных регистрационных знаков, без регистрационных документов и т.д.).