Все новости
17 Января 2020, 13:00

Мечетлинские татары: откуда они пришли?

В одной из районных газет Республики Татарстан в прошлом году был опубликован материал нашего земляка, заслуженного работника культуры Татарстана, писателя Разита Сибатова. Предлагаем статью вниманию наших читателей.


Азикеевская общеобразовательная школа.

В нашей республике – тысячи деревень. В половине из них живут татары. И в Мечетлинском районе есть десяток татарских населенных пунктов. Они расположились на берегах рек Ай, Ик и Ока.
Район был образован в 1930 году как Дуван-Мечетлинский, через два года переименован – в Мечетлинский. Удивительно, что при коммунизме сохранилось такое название района.
Около тысячи лет назад на Южном Урале жили башкиры рода ай, кузей, мурза, дуван, кошсы, сызги и упеи. Сегодня основное население района – это представители древних тюркских народов: кошсы, дуван и упеи. В своем научном труде «Происхождение башкирского народа» (М. 1974 год) Р. Кузеев пишет, что эти роды – выходцы Центральной Азии, о чем свидетельствуют исторические источники VII века. Представители рода кошсы до этого проживали на берегах рек Самара и Мелекесс, ныне – в Ульяновской области. Об этом говорят предания.
В конце XVI века, после присоединения, башкиры начали платить Руси дань пушниной и медом. Но богатые башкирские земли манили и татар, которые проживали в Кунгурском уезде и сплавляли плоты по рекам Ай и Караидель.
«Они не раз проплывали мимо красивейшего уголка кущинских земель – стойбища Абдуллы. Кунгуряки заключили с башкирами договор, который был утвержден 25 июня 1685 года в Уфимской приказной избе», отмечается в документах Центрального государственного архива БАССР (Ф.2 Оп. 1. Д. 5169. Л. 7). А это значит, что история татар района начинается именно с этого времени.
В 1795 году в деревне Абдуллино насчитывалось 70 домов, в них проживали 343 человека. Переселение мишарей приходится на конец XVII века. Их история также уходит в глубокую древность. Сегодня число наших соплеменников, проживающих в Рязанской, Пензенской, Тамбовской и Симбирской губерниях, доходит до миллиона человек. Толчком к их массовому расселению стала политика насильного крещения мусульман.
На основе указа от 16 мая 1681 года, все государственные чиновники, не перешедшие в христианское вероисповедание, урезались в правах. Еще более жестко наказывали простолюдинов. С новой политикой переселенцев на современных землях Башкортостана становится только больше. Восстание 1682 года под руководством Телякай и Саита Ягафара против насильного крещения ничего не дает. Мишари начинают занимать северо-восточные территории – по берегам рек Кама, Агидель, Караидель и Ай. Они доходят до деревень Кызылбаево, Алегазово и, на основе договора с башкирами, оседают на этих землях.
Со временем татар становится все больше и отношения с местным населением временами ухудшаются. Однако «атаку» мишарей уже нельзя было предотвратить.
В качестве примера можно привести историю основания деревни Большая Ока на берегу одноименной реки в 12 км от деревни Кызылбаево. Как писал доктор исторических наук, автор книги «Большая Ока» Б. С. Давлетбаев, предания об основоположниках деревни хранятся в душе жителей и по сей день: «Главные наши предки пришли сюда из деревни Янакош (Мишкинский район) Уфимского уезда. Первый наш дед – Туйкилде сын Янклыча. Он двадцать пять лет прослужил в Москве. Был дворянином. Другой дед Шэмэк Янбаев был мурзинского сословия. Он умер в Кызылбаево».
В архиве БАССР есть еще один документ об основании поселения мишарями: «…В прошении поверенного мещеряков деревни Большая Ока зауряд-хорунжего Мунзафара Канзафарова оренбургскому генерал-губернатору В. А. Обручеву от 6 ноября 1842 года приводится текст договора окинцев с Кущинскими башкирами: «Выданная предкам просителя… в 7001 году (1692 г.) декабря 22 день… Запись дана от башкирцев Уфимского уезда Сибирской дороги Кущинской волости Кезылбая Урчекина и Шункера Атикеева Осинской дороги дер. Кескеевой мещеряку Шемяку мурзе Янбаеву и дер. Яныгушевой мещеряку на Тойгильде Янклычеву в том, что первые припустили последних к себе в вотчину ходить с ними всякого зверя поубивать… и сено косить, пашни пахать. Ясак с вотчины платить в казну великих государей вообще почем доведется и всяк подати и подводы исправлять».
Говоря о самой большой татарской деревне района нельзя не упомянуть о географическом названии «Ока» и его происхождении. Названия реки Ока, деревень Большая Ока, Акабаш, Нижняя Ока, возможно, связаны с рекой Ока, протекающей в Рязанской области. Можно предположить, что переселенные оттуда мишари дали эти названия в честь своей исторической родины.
Писатель Наурихан Фаттах в своей научной работе «Шежерэ» вносит некоторую ясность в топонимику «Ока». По его словам, это название города Птоломиада, существовавшего до нашей эры в государстве Финикия. Нет сомнений, что в этом государстве еще в те времена жили турецкие народы. Как доказывает Н. Фаттах, название имеет глубокие исторические корни.
В книге «Большая Ока» Б. Давлетбаев пишет, что спустя около двух десятилетий после основания деревни, мишари, не спрашивая разрешения у башкир, начали приглашать сюда своих родственников и знакомых. Воспользовавшись документом 1714 года, они образовали деревни Ока (сегодня – Большая Ока), Средняя Ока и Нижняя Ока (Азикеево).
Но на этом переселение татар на земли башкир не заканчивается. Оно продолжилось до середины XIX века. Например, в середине XVIII века в регион начинают массово переселяться сбежавшие крестьяне. Их учет велся в специальной тетради. Со временем от слова «дәфтәр» («тетрадь») и произошло слово «типтяр».
В 1834 году в Абдуллино проживали 270 мужчин, в том числе 74 вотчинных башкира, 72 типтяра и 124 ясачных татарина. В Алегазово – 140 мишарей и 53 типтяра. Быстро разрастается деревня Большая Ока: в 1802 году в ней проживали 660 человек, 516 из них – мишари, 127 – типтяра.
Большое влияние на татарские деревни Мечетлинского района оказала Крестьянская война 1773-1775 годов, то есть Пугачевское восстание. На войне, которая длилась три года, окинскому мулле Бахтияру Канкаеву Пугачевым был жалован чин полковника и бригадира. Он становится национальным героем. Возможно, он и не был указным муллой. Ведь в те времена нередко так называли грамотных начитанных людей.
До конца 70-х годов биография национального героя не была известна. Впервые о нем в газете «Кызыл тан» 2 марта 1977 года вышла статья известного историка Саляма Алишева. В ней он на основе исторических документов подробно описывает военный путь полковника Канкаева и его соратников. Стоит отметить, что в восстании наряду с другими жителями района приняли участие и сотни мужчин деревни Большая Ока.
Вахит Имамов в романе-хронике «Саит-батыр» подробно охарактеризовал образ Б. Канкаева. Однако огорчает, что значимость личности нашего героя не настолько развита, как у национального героя башкир – Салавата Юлаева.
Невозможно рассказать всю 300-летнюю историю села Большая Ока в одной статье.
Сам я получил образование в стенах школы этого села в 1962-1965 годах. Тогда в ней учились ребята из нескольких деревень. Директор школы, учитель-фронтовик Шамиль Хасанов воспитывал нас настоящими патриотами своего народа, призывал продолжить обучение в высших учебных заведениях города Казани. И многие из нас прислушались к его советам. Каждый второй из 56 выпускников 1965 года получил высшее образование. Это высокие показатели для того времени.
– Одно из самых больших татарских сел в Мечетлинском районе – это Новомуслюмово, – говорит краевед Асия Сафарова. – Проживающие в нем мишари – переселенцы из деревни Муслюмово Шадринского уезда Челябинской области. Это случилось на основании договора 1792 года с башкирами Дуванской волости о припущенниках. Село находится на берегу реки Ик, расположено в центре Мечетлинского района. До сих пор в говоре муслюмовцев сохраняется диалект мишарей. Большинство выпускников местной школы стремятся поступить в высшие учебные заведения Казани. Я сама окончила Казанский государственный педагогический институт (ныне – университет). Одна из самых славных жителей села – доктор биологических наук Зилара Муллаяновна Хасанова. Также мы глубоко гордимся известным земляком – режиссером, театральным педагогом Рафкатом Вакиловичем Исрафиловым. Он руководил Башкирским драматическим театром имени Мажита Гафури на протяжении 15 лет. В 1989 году удостоился звания народного артиста России, заслуженный работник культуры Татарстана. Сейчас он режиссер Оренбургского театра драмы имени М. Горького.
Численность села Новомуслюмово немногим уступает количеству жителей Большой Оки. В ней проживает более 1000 человек. Основная деятельность – растениеводство и животноводство.
В пятнадцати километрах севернее от Новомуслюмово в нижнем течении реки Ока расположилась деревня Азикеево с трехсотлетней историей. Считается, что основана деревня в XVII веке башкирами. Однако документальных подтверждений этому нет.
Краевед Т. Х. Насибуллин пишет, что она старше села Большая Ока. Одну из частей поселения, которая располагается немного дальше от других – Малое озеро (Кескәйкүл) и Мишакай (Мишәкәү), до сих пор называют Старая деревня. Здесь жили башкиры, у которых были плодородные земли и богатые леса. Пастбища и обрабатываемые поля тянулись на 15 километров от востока к западу. По поверью, сначала эти башкиры жили в 18 километрах отсюда – в Кургатово («Ҡорғат» от башкирского «ҡырыҡ ат» – «сорок лошадей») и Суханке.
Трое кургатовских братьев – Кызылбай, Адигай (Азикеево) и Абдулла решили уйти и основали новые деревни, которые сегодня носят их имена. Этот факт подтверждает и существование родника Кызылбай надалеко от Кургатово.
Но в происхождении названия деревни Азикеево возникает вопрос: как имя Адигай изменилось на «Азикеево»? В этом, скорее всего, не было участия башкир. Ведь они не используют звук «ж» в речи (на башкирском – «Әжекәй»). Этот термин в соседних деревнях используется и в других смыслах: мечетлинские татары именно так – «әжекәй» – называют блюдо из кипяченого творога. В других регионах оно носит название «корт» («ҡорот»).
Многие годы я увлекался составлением семейного шежерэ. Оказалось, что моего прадеда в восьмом поколении звали Азикей. Его сын Дарбан – вотчинник, внук Абдулхан родился в 1790 году. Брат отца Ханиф, когда заходил разговор о предках, говорил: «Мы пришли издалека. Наши прадеды жили на правом берегу реки Идель, потом переселились в сторону Белебея, после этого осели на Урале».
В Азикеево первым из татар в XVII веке переселился мишар по имени Хужа. Сам он был родом из деревни Гайны Бисертского района Свердловской области. У него было два сына – Мишакау и Якуб. Их потомки стали продолжателями рода мишарей деревни.
– В деревне есть и казанские татары, – пишет Г. Х. Наси-буллин. – Например, у муллы Мингажетдина родились четыре сына: Гамил, Камил, Магафур, Нурахмет.
Количество мишарей в деревне стало больше, и между ними и башкирами начался дележ земель и лесов. Деревья вблизи трех деревень были вырублены на дрова, строй- и пиломатериалы. После этого начинается вырубка ольхи на берегу реки Ай. И только в XX столетии советская власть приняла необходимые меры, чтобы сохранить лес. И вот, спустя три столетия, природа этих деревень возвращается в первозданный вид.
Вот уже более двух веков одним из самых почитаемых людей деревни считается Фатих мулла. Он получил образование в Казанском медресе. Был не только образованным человеком, но и предсказателем и целителем. Его могила является для жителей святым местом. Именно к нему приходят люди, когда собираются в дальнюю дорогу, прочитав намаз, как бы получают благословение.
В восстании против советской власти 1918 года участвовали тысячи мечетлинцев. В Большой Оке казнили председателей советов и их дружинников. Лябиб Ваисов под страхом смерти едет в Красноуфимск, просить помощи. Возвращается со своим отрядом и дружиной Д. Я. Логинова. После этого в Большую Оку возвращаются и те, кто сбежал в деревню Азикеево. На второй день, когда в Большой и Средней Оке установился порядок, красноармейцы направились в Азикеево. Две группы под руководством Ваисова и Логинова с двух сторон вошли в деревню. У азикеевцев в этот день был праздник.
– Это был конец уразы, – рассказывала со слезами на глазах моя прабабушка Малика, вспоминая трагические события 1918 года (в 1972 году я расспрашивал ее о топонимах деревни по дипломной работе, которую писал). – Кроме того, пять пар должны были сыграть в этот день свадьбу. Приехали многочисленные гости с соседних деревень – родственники невесток. Услышав звук выстрела, мы с мамой спустились в подпол. Вышли оттуда только спустя несколько часов и ужаснулись от увиденного…
Причиной трагедии стали три выстрела с горы, которые произвел отряд красноармейцев. По словам селян, эта провокация была организована противниками советской власти из села Большеустьикинское. Они верхом подошли к деревне с востока, произвели выстрелы и исчезли. Но есть мнение, что выстрелы принадлежали кулакам самой деревни. Красноармейцы решили, что выстрелы были от азикеевцев и по приказу Логинова начали стрелять по всем мужчинам и даже по тем из них, кто выходил с поднятыми руками. Хотя среди красноармейцев были жители сел Большая Ока, Средняя Ока и Алегазово, милосердия к своим односельчанам никто не проявил. Но ради справедливости стоит отметить, что алегазовцы пощадили своих односельчан-гостей, приехавших на свадьбу.
– С нами в двухэтажном доме жили дедушка и бабушка, – вспоминала соседка Хаят Гатиатуллина в 1972 году. – Тогда мне было пять лет. Дома, сараи и постройки жителей подожгли. В подполе дома Гиният бабая 18 человек умерли от дыма. И таких семей, погибших от дыма в собственных домах, было много.
Да, примеров можно привести много. Так, 90-летнего Хайруллу бабая застрелили на берегу реки. Магафур бабаю проткнули живот штыком от ружья и, завязав его полотенцем, оставили умирать на крыльце.
После ухода красноармейцев, на похороны пришли многие жители Большой и Средней Оки. Очевидцы тех событий говорили о 140 погибших. Фундаменты подож-женных домов до середины прошлого века еще стояли, напоминая о трагедии.
До конца XX века говорить о тех страшных событиях было запрещено. Кроме того, за азикеевцами прочно закрепилось имя «бандит», а при советской власти нам говорили, что наши соседи – враги.
Летом 2018 года в Азике-ево состоялись памятные мероприятия, в которых участвовали и многочисленные гости. Совместно в память о погибших произвели жертвоприношение.
Сегодня в этой деревне насчитывается около 300 домов, в которых проживают 700 человек. Работают общеобразовательная школа, дом культуры и мечеть.
По данным 2017 года в Мечетлинском районе проживает 23 тыс. человек, из них 23,6% – татары.

Мечеть в селе Новомуслюмово.

Обелиск погибшим в Великой Отечественной войне в селе Б.Ока.