Все новости
15 Февраля 2020, 11:00

Такое забыть невозможно

15 февраля – День памяти воинов-интернационалистовЕжегодно в этот день мы по традиции вспоминаем о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества. Благодаря им мы не знаем, что такое война, не слышим звуки выстрелов, гула военных самолетов, и трепета вертолетов.

Мой собеседник – сержант Рамиль Хаматнуров из села Большеустьикинское, служил стрелком-снайпером в сухопутных войсках. Награжден медалями «От благодарного афганского народа», «70 лет Вооруженных Сил СССР», «20 лет вывода Советских войск из Афганистана», знаком «Воину-интернационалисту».
Детство Рамиля прошло в селе Большеустьикинское. По окончании учебы, он получил специальность газосварщика и слесаря-монтажника, а после его призвали в ряды Советской Армии. В то время служить в армии было почетно, а не служить – позор.
Рамиль Минигарафиевич по распределению попал в Среднюю Азию. О том, что направят в Афганистан, где был самый разгар войны, он не догадывался.
В Узбекистане, в городе Шерабад проходил учебку, там до Афганистана было рукой подать. Условия были приближенны к боевым: учили осваивать горы, жить в палатках, проводили уроки политподготовки – готовили к войне.
Через три месяца его подразделение на вертолетах перевезли в город Кундуз, что в провинции северо-востока Афганистана.
Затем в Пули-Хумри, прямо на взлетно-посадочной полосе, распределяли войска. Рамиль попал в пятую роту. Эта рота сопровождения колонн по трассе из Термеза в Кабул. По этой трассе из СССР в Афганистан доставляли топливо, военные грузы, продукты и даже стройматериалы.
– Я долго привыкал к пятидесяти-градусной жаре, спрятаться в тени не было возможности, – рассказывает он. – Лицо и одежда были в мелкой пыли. Воду можно было пить только прокипятив со специальными дезинфицирующими травами во избежание заражения тифом, малярией, желтухой.
В 1985 году во время большой операции Рамиль получил ранение ног и ожег глаз… В этот день их рота должна была сопровождать колонну из 93 машин. Но все прошло не так гладко.
– Снайперы притаились в горах держа нас в постоянном напряжении, – вспоминает он. Боевики подбили сначала первую и последнюю машины в колонне, затем расстреляли остальные. Во время подобных операций редко обходилось без жертв. Тогда возгорелась машина с горючим. Был сильный пожар и большие потери.
Если вначале службы ребятам было интересно держать в руках новое оружие, свежее обмундирование и чувствовать себя героем из книги о войне, то после первого выстрела они желали одного – вернуться домой живыми.
Два года службы прошли. В местных ларьках, которые назывались «дуканы» были куплены подарки для самых близких. Но сразу уехать домой не получилось, им не было замены.
И вот долгожданная демобилизация. Только в самолете «Ташкент-Уфа» Рамиль почувствовал облегчение, вдохнув свежий глоток воздуха Родины. И сразу же захотелось жить…