В последнее десятилетие среди пчеловодов стало модным завозить к себе на пасеку пчёл южных пород. Причин может быть несколько: кто-то решил начать это дело с нуля, кто-то быстро увеличить численность ульев на своей уже существующей пасеке. Чаще всего люди восполняют потери пчелосемей после зимовки. В связи с ухудшением экологии и массовым применением химических препаратов для лечения пчёл, потери случаются всё чаще и массивнее.
После появления клеща Варроа в 80-х годах прошлого столетия закончился «золотой век» пчеловодства. Люди с трудом спасли пчёл от вымирания и сейчас вынуждены «травить» клеща постоянно. Прошло 30-40 лет, и клещ стал постепенно привыкать к лекарственным препаратам. Многие производители препаратов для лечения увеличивают дозировки действующих веществ. У пчёл падает иммунитет, и они гибнут от простых вирусов, которые разносят эти же клещи. Этой ситуацией хорошо пользуются пчеловоды южных регионов (Узбекистан, Казахстан, Краснодарский край, Карпаты и др.).
В связи с доступностью интернета, налажена массовая продажа пчелопакетов в северные регионы нашей страны. Весна на юге ранняя, много тепла, пчёлы хорошо развиваются. Накормят пчёл стимуляторами с сахаром и антибиотиками и поехали продавать. Соответственно, никакого отбора по хозяйственно-полезным признакам не делается.
Некоторые продавцы пишут, что матки с племенных пасек известных пчеловодов мира. Возможно это и так, но в каком поколении? Часто это гибриды и помеси, но это полбеды. Главное – эти пчёлы не приспособлены к нашему климату, тактика их существования подразумевает продолжительный период приноса корма с апреля по сентябрь и короткий зимний безоблётный период. А у нас зимняя нелётная погода почти с сентября по апрель, возвратные холода, заморозки, холодное и дождливое лето. Допустим, выдалась неделя в июле отличной погоды для главного медосбора: южные пчёлы начинают интенсивно переводить мёд в воспитание своего молодого поколения. Закончился медосбор – в улье полно пчёл, а товарного мёда нет, и благоприятной погоды может больше не быть. Вот тут такие пчёлы начинают искать себе пропитание: начинается знаменитое воровство мёда. В течение лета оно, иногда, бывает «тихим». Многие пчеловоды и не догадываются, что их подопечные помаленьку «попрошайничают» мёд с соседних пасек или же чужие пчёлы летают к ним поживиться. Явное воровство наблюдается в августе-сентябре, когда слабую семью могут распотрошить за несколько часов.
Южанки значительно испортили генофонд местной пчелы в нашем регионе. Пчеловодам необходимо не боятся выбраковывать слабые семьи и размножать высокопродуктивные. Некоторые опытные пасечники десятилетиями вели и ведут отбор своих подопечных по зимостойкости и мёдопродуктивности. В этом им помогает сама природа. Да, такие пчёлы не всегда бывают миролюбивы, но часто, это лишь по отношению к неопытным пасечникам, которые небрежно с ними обращаются. Чаще всего агрессивны гибридные породы. Не хочется кого-то обидеть, но пчеловодством заниматься дано не каждому, есть люди, которые компрометируют это увлечение. Чистопородная тёмная лесная пчела, по мнению профессионалов, не склонна к агрессии, но ошибок по отношению к себе не прощает, учит людей быть аккуратными.
В Башкортостане таких пчёл найти уже трудно, остались островки в Бурзянском, Иглинском и Татышлинском районах. Серьёзно относятся к чистопородности пчёл в Пермском крае, там ещё с советских времён в 60-70-х годах не было массового завоза пчёл южных пород. Лично я на свою пасеку каждый год привожу пару пакетов со среднерусскими пчелами, как башкирской популяции, так и прикамской. Конечно, такие пчёлы не бывают дешёвыми и сроки их реализации сдвинуты на конец мая.
Доброго всем сезона и да ужалит вас пчела.
Александр Крючков,
пчеловод.
Принимаю заказы на пакеты пчел среднерусской породы с племенной пасеки. Цена 4300 рублей. Доставка с 25 мая. Магазин пчеловодства «Золотой улей», с.Большеустьикинское, тел.8-960-386-62-45.
ИП Крючков А.С. ОГРН 318028000056553 Реклама.