Все новости
15 Июня 2020, 18:00

Малоустьикинский детский дом

Великая Отечественная война 1941-1945 годов осиротила и лишила крова тысячи маленьких граждан Советского Союза. В те трудные годы стали создаваться детские дома, которые приютили детей-сирот.

Аднабика Шамсутдинова из д. Сулейманово, 89 лет:
«Мой отец погиб в советско-финской войне. Мама осталась с шестью детьми. Началась Великая Отечественная война. Очень трудно жили: есть, одевать было нечего. В это время какие-то люди приехали и забрали меня в Малоустьикинский детдом.
Его директором был Мунир Ахунов. Он смог стать отцом для 200 воспитанников: никогда не жалел теплых слов, старался, чтоб каждый ребенок получил профессиональное образование. Переживал за их судьбы всей душой.
Помню, мы часто репетировали, готовились к концертам. Я знала танцы почти всех народов мира. «Ребенок без костей», говорили про меня. Однажды ко мне подошел Мунир Ахунович и сказал: «Готовься, через неделю поедешь учиться в школу акробатов». Я от радости об этом в письме сообщила родственникам. Они испугались и забрали меня из детдома».
Ануза Янбаева из деревни Сулейманово, 86 лет:
«Моя мама умерла в 1947 году. Когда отец, участник Великой Отечественной войны, женился во второй раз, у них один за другим пошли свои дети. Тогда меня и моих младших брата и сестру отправили в Малоустьикинский детдом. Когда младший брат 1940 года рождения заболел, отец его забрал. Через некоторое время он приехал и за нами, но директор детдома уговорил его оставить меня. Так я в детдоме осталась одна. Но об этом не пожалела ни на секунду.
Детдом был светлый и большой, воспитатели и учителя – добрые и чуткие. Меня определили в старшую группу, хотя мне было всего 13 лет. За нами была закреплена средняя группа. Мы каждый день проверяли их комнаты, один раз в неделю мыли полы, вытирали пыль. Также дежурили в столовой. Помню, как чистили картошку большими чанами, мыли овощи и фрукты, шинковали замороженную капусту. Считаю, что нас хорошо кормили. У детдома был свой огород, даже содержали скот.
С окончанием учебного года нас отправляли на заготовку дров. Ночевали в шалашах. Нам выделяли в день норму в несколько кубометров. После рабочего дня, на линейке, объявляли самых лучших. Вечерами, хотя и уставшие, под мелодию баяна пели и танцевали, было очень весело.
После заготовки дров, приступали к сенокосу. Младшие собирали ягоды. Также мы помогали Малоустьикинскому колхозу: пропалывали поля, обрабатывали лен».

Во время войны, на территории Мечетлинского района, тоже были открыты детские дома. Один из них – в селе Малоусть-икинском. Сбор информации о истории его возникновения осуществляется в Мечетлинском историко-краеведческом музее под руководством его директора Назиры Ахкамовой.
– Ко мне обратилась дочь Мунира Ахунова. Она говорила, что ее отец был директором Малоустьикинского детдома, но нет документов, подтверждаю-щих это. Я и до этого от старожилов слышала, что в районе в годы войны, кроме Большеустьикинского, еще были детдома. Тогда я начала изучать документы, которые есть в музее. Нашла вырезку, где говорится о том, что директор Малоустьикинского детдома Мунир Ахунов переводится заведующим районного отдела социального обеспечения в архив Министерства образования Республики Башкортостан, где нашла приказ № 141/4 Народного комиссариата просвещения БАССР от 21 июля 1944 года. В нем написано: «Во исполнение постановления Совнаркома БАССР и бюро О. К. ВКП (б) от 7 июня 1944 года за №542 в целях создания нормальных условий для жизни детей, оставшихся без родителей приказываю: открыть детский дом в с. Малоустьикинское Мечетлинского района на 200 человек школьного возраста».
В сборе информации и фотографий большую помощь оказали библиотекари Малоустьикинска и Большой Оки Людмила Новоселова и Зульфия Рахимова.
В настоящий момент сбор данных продолжается. Всех, кто обладает какой-либо информацией о детдоме, прошу обратиться по телефону 2-01-43. Также материалы можно отправить на электронный адрес [email protected]. В будущем хотелось бы включить всю информацию о детдомах района, которые функционировали в годы ВОВ, в новую энциклопедию Мечетлинского района, – рассказывает Назира Фазыльяновна.
О Малоустьикинском детдоме говорится в исследовательском проекте «О тружениках тыла и детях войны» главного библиотекаря читального зала Центральной модельной детской библиотеки Рубина Ахкамова:
«Для тыла самыми трудными оказались 1943-1944 годы. Начался падеж скота. Усиливался голод. Люди ели траву, желуди, ракушки, опухали от недоедания. Из-за голода в районе начался сыпной тиф. Многие умерли от септической ангины, вызванной употреблением проросших, пролежавших под снегом колосьев. Только в деревне Ишалино от отравления таким зерном за один май 1944 года умерло 37 человек.
Война лишила многих детей родителей. Беспризорные дети нуждались в защите и заботе, поэтому летом 1944 года в селе Малоустьикинское, в здании бывшей церкви, переделанном в школу, был открыт детский дом.
По документам, первым директором был назначен Карамат Вальшин, завучем – Райса Ахмадеева, учителями-воспитателями – Ракиба Рамазанова и Мавлиза Калимуллина.
В первые месяцы воспитанниками детдома были дети из деревень Мечетлинского района. Потом стали привозить ребят из разных регионов Советского Союза. Они были бледные, исхудалые, покрытые коростами, от слабости еле двигались. За ними нужен был особый уход. И только потом – приодетые, умытые, поправившиеся, сытые – они начинали бегать, играть, петь, танцевать на концертах и праздниках, участвовать в жизни детского дома. Одевали ребят в офицерского покроя шинели, гимнастерки, брюки-галифе, шапки. Выжить им в то тяжелое время помогали всем миром: мечетлинцы окружили воспитанников детского дома любовью и заботой, несмотря на сильную нужду, делились, чем могли».
Своими воспоминаниями поделились бывшие воспитанники Малоустьикинского детдома.
Сотрудники Малоустьикинского детдома,
10 марта 1945 года (из семейного альбома Ахуновых).
Воспитанники Малоустьикинского детдома, 1945 год.