Все новости
24 Июля 2020, 18:00

Воспоминания о службе

В редакцию газеты пришло письмо от жителя села Большеустьикинское Рима Амировича Насырова, который делится своими воспоминаниями о службе в должности начальника Мечетлинского РОВД.

«После службы в армии я приехал в город Салават к родителям ровно под новый 1961 год.
За неделю меня приодели в гражданское, и уже 10 января 1961 г. по совету отца, а он работал старшим воспитателем общежития треста «Салаватстрой» после того, как его отправили на пенсию с должности военного комиссара Кугарчинского района БАССР, обратился в отдел кадров нефтехимического комбината №18. Меня тут же оформили машинистом турбокомпрессорной установки №1905, а затем в течение месяца в составе группы проходил производственную практику на похожей установке.
После сдачи экзамена и по приезду на комбинат, нас пятерых человек примерно одного возраста пригласили на заседание парткома комбината, где объявили, что по постановлению ЦК КПСС мы направляемся на работу в городской отдел внутренних дел. Короче говоря, из пяти человек трое пришли оформляться на работу в милицию, а двое поехали на БАМ. Начальник ГОВД подполковник Погребнов меня ознакомил с разнарядкой из МВД БАССР и спросил, поеду ли я на двухлетнюю учебу в Елабужскую школу милиции. Успешно сдав вступительные экзамены, с 1 октября был зачислен курсантом названной школы. По ее окончании работал инспектором уголовного розыска в Салаватском ГОВД, затем – следователем Стерлибашевского РОВД, через три года мне дали возможность поступить в Высшую Школу МВД СССР. После окончания министр МВД РБ Рыленко В. Д. при распределении выпускников направил меня на работу начальником Мечетлинского РОВД.
19 августа 1971 года с картонным чемоданчиком на самолете я прилетел в село Больше-устьикинское. Меня на машине встретил начальник и автоинспектор – ныне покойный Мальцев Ю. М. За два дня мы со старым начальником провели проверку соответствия учетным данным вооружения, боеприпасов, наличия и состояния имеющихся технических средств, а также лошадей и фуража.
Сразу же у дежурного наряда я выяснил о наличии в райцентре гостиницы. Оказалось, что она находится в том же здании, что и столовая. Во время ужина я познакомился с заведующей Верой Степановной Корягиной, которая подсказала, где найти администратора гостиницы.
Гостиница находилась на втором этаже. Дежурная – женщина небольшого роста по имени Римма меня поместила в одноместном номере, и я ей объяснил, что буду проживать здесь до предоставления мне райсоветом квартиры, и что направлен на работу в должности начальника милиции.
С личным составом отдела я познакомился сразу после подписания Акта приема-передачи на общем собрании личного состава ОВД. Всего аттестованных было 18 сотрудников и два вольнонаемных – конюх и уборщица. После собрания мы с Хабибовым доложили председателю райисполкома Байрамову Т.Б. и первому секретарю Мечетлинского райкома КПСС Садретдинову А.М. о замене руководства РОВД.
Познакомиться с населением района я решил на сходах граждан, которые проходили во всех населенных пунктах, где собирался рассказать о себе и планах работы, касающихся организации охраны общественного порядка и борьбы с преступностью, а также проведения профилактики нарушений общественного порядка. После знакомства с председателем сельского совета, договорился о сроках проведения собраний.
Перед началом своего выступления, извинился за выступление на русском языке и пообещал через год восстановить знание своего родного татарского языка, утраченного в результате учебы в школе и других учебных заведениях. Люди мне поверили и через год-полтора убедились, что я свободно разговариваю на родном языке, иногда, в трудных оборотах, разбавляя русскими словами. На сходах граждан всегда со мной был участковый инспектор, который также отчитывался перед жителями данного населенного пункта. Все замечания к участковому я записывал в блокнот, а затем во время проведения учебных занятий интересовался об исправлении выявленных недостатков.
В состав РОВД входили участники Великой Отечественной войны: Муллаян Ахметович Рамазанов – старший инспектор УР; Раян Галлямович Низамов – милиционер; Петр Павлович Крючков – участковый инспектор; Ахат Халикович Халиков – милиционер; Арсентий Яковлевич Худяков – ст.инспектор ГПН; Вагиз Саитович Галимов – начальник ПС; Дмитрий Перфирьевич Макаров – конюх.
Сотрудники: Аксан Муфазалович Нурмухаметов – зам.начальника РОВД; Максут Магасумович Султанов – ОБХСС; Раил Хайдарьянович Галимов – участковый инспектор; Гинван Шарапов – участковый инспектор; Ризван Аднабаевич Гильметдинов – участковый инспектор; Ювеналий Михайлович Мальцев – ГАП; Радик Нургалеевич Алхайдаров – ДПС; Хидият Губайдуллинович Лутфуллин – милиционер; Вильман Шакиров – шофер-милиционер; Зиннуров – следователь; Виль Нажипович Закерьянов – ДПС; Александра Константиновна Искорцева – секретарь-бухгалтер; Леонид Крашенинников – шофер-милиционер; Валерий Иванович Коряков – инспектор ГПН.
С самого начала работы личный состав отдела милиции изменялся по разным причинам: кто-то уходил на пенсию, кто-то переводился и т.д.
Техническое состояние ОВД оказалось плохим: автомобиль ГАЗ-51 (автозак) кое-как работал, а легковой автомобиль ГАЗ-69 А (восьмиместный) стоял в гараже разобранным. Работали мотоциклы только у трех участковых, по одному мотоциклу были у ГПН и ДПС.
Здание ОВД было одноэтажным кирпичной кладки. Условий для нормальной работы личного состава не было, и я был вынужден искать возможности либо для строительства надстройки здания, либо строительства нового здания милиции. Архитектор района соглашался на вариант надстройки на существующее здание. Пригласили специалиста из Уфы, который проверил состояние фундамента и дал заключение о годности его для строительства еще трех этажей. Когда рассчитали стоимость строительства надстройки трех этажей, то сумма с обустройством гаражей для транспортных средств, нового здания ИВС и гаражей для транспорта, составила более трехсот тысяч рублей. В итоге, оказалось, что строительство нового здания милиции на новом месте будет намного дешевле.
Раньше капитальным стро-ительством на селе занималась система «Башсельстрой» и у них был проектный институт. Добравшись до руководства института, я рассказал о проблеме, особенностях строительства, на что они запросили гарантийное письмо на оплату законченного проекта стройки за подписью председателя райисполкома. Я знал об этом заранее, и передал его директору института. По приезду домой я зашел к Мухтар Закировичу Надршину – заврайфо и рассказал ему о заказе документов на строительство здания милиции и попросил у него совета – как начать данное строительство, не ожидая выделения средств из республиканского бюджета. Ему понравилась моя настойчивость, и он сообщил о выделении 20 тысяч рублей на строительство в райцентрах зданий «Общественных пунктов охраны порядка», которые освоить необходимо было в течение года. Средства были перечислены по договору МПМК и своевременно освоены.
Но денег хватило только на разборку бревен сруба с нумерацией, на то, чтобы вырыть котлован подвальной части здания, установить фундаментные блоки на пол и стены, уложить перекрытия первого этажа и кладку кирпича на высоту в 40 см.
Для наглядности попросил местного фотографа сделать фотографии старого и нового здания милиции и стал их рассылать в республиканские органы, но ото всех получал вежливые отказы. В 1984 году в нашем районе началась кампания по выдвижению кандидатов в депутаты Верховного Совета СССР XI созыва. От нашего района кандидатом избиралась доярка из деревни Новомуслюмово Светлана Гарифовна Ахмерова. Зная конституцию СССР, я понял, что это огромная возможность построить здание отдела милиции по депутатскому запросу. Согласовав запрос с председателем райсовета Амировым Накием Сабигияровичем и, оформив бланк запроса за подписью депутата, он был направлен через райсовет адресатам.
Ровно через месяц в банк пришло извещение о выделении 230 тысяч рублей на строительство здания милиции и в новый год личный состав РОВД начал работу в новом здании. Старое здание я просил райисполком оставить для размещения ГАИ, но его передали ДОСААФ.
Очень интересные эпизоды случались со служебным авто-транспортом.
Я упоминал, что в гараже РОВД было всего два автомобиля: это автозак ГАЗ- 51 для транспортирования арестованных, требующий капитального ремонта и легковой ГАЗ-69 А (восьмиместный), для которого тоже требовался капитальный ремонт. Вскоре после обращения в автотранспортную службу МВД РБ о невозможности осуществлять свои служебные обязанности, поступило распоряжение: сдать а/м автозак ГАЗ-51 и получить новый ГАЗ-53.
Понимая, что без легкового автомобиля работать невозможно, я начал искать возможность для осуществления капитального ремонта ГАЗ-69. Попробовал через систему «Сельхозтехника», но оказалось, что такие возможности бывают только по разнарядке и очень редко. Я узнал, что в городе Белебее есть завод по капитальному ремонту автомобилей УАЗ-469. Помог друг отца Петров, который в то время работал в должности директора завода по ремонту а\м. Он принял на ремонт автомобиль вместе с шофером, который находился рядом с конвейером, разбирал автомобиль и производил замену негодных механизмов и агрегатов, а при необходимости сварочных работ мог пригласить сварщика, а также монтировать готовые узлы и агрегаты. Я привез штатного шофера на грузовой автомашине, жил он у моего отца. В течение полутора месяцев он перебрал автомобиль и вернулся на модернизированной машине УАЗ-469 с документами.
Трудностей в работе начальника РОВД было много. Почти все участники Войны ушли на пенсию, а подбор новых кадров на освободившиеся должности требовал в среднем по три месяца. Руководил этой работой сначала замполит (совместно с участковым инспектором), а потом заместитель по кадрам. Сначала им был Закиров, а затем Юлай Юсупьянович Валеев. Штатные единицы начали прибавляться. За пять лет наш штат увеличился в два раза.
За период моей работы ушли на повышение в ОВД соседних районов заместителями и начальниками Султанов, Шаяхметов, Шарипов, Закиров, Мансуров.
Личный состав РОВД принимал участие и в общественных мероприятиях. Несколько лет подряд, по графику райкома КПСС, мы выезжали в колхоз имени Ленина на заготовку крапивы, которую колхоз перерабатывал на гранулированный корм для скота.
Почти каждый созыв рай-онного Совета я избирался депутатом от разных населенных пунктов. По мере сил и возможностей мне приходилось выступать перед избирателями с отчетами о выполнении их наказов. Приходилось при выполнении наказов избирателей выступать и в качестве организатора строительных работ.
Для помощи в работе с личным составом при РОВД работал женсовет. Жены сотрудников также участвовали в спортивных состязаниях на лыжах и в стрельбе, занимая на кустовых соревнованиях призовые места.
В начале 1989 года, проанализировав личное отношение ко мне руководства района, я, посоветовавшись с женой, решил досрочно уйти на пенсию. Меня направили на медкомиссию, и уже на второй день было дано заключение, после чего я получил копию приказа об увольнении на пенсию.
Я пригласил на собрание присутствующих в отделе сотрудников милиции, и объявил приказ Министра о своем увольнении и назначении Юлая Юсупьяновича Валеева исполняющим обязанности начальника РОВД.
Но и выйдя на пенсию, мне спокойно не сиделось. По просьбе главы Администрации района Камалова Атласа Закировича в 1991 году стал работать государственным нотариусом Мечетлинского района. С 1994 года был переведен как частнопрактикующий нотариус Мечетлинского района Республики Башкортостан, где и проработал до 2008 года и исполнял обязанности от имени государства.
На сегодняшний день счастлив уже 48 лет в браке с супругой Данией Рафкатовной Насыровой. Рядом со мной дочь и три внука».