В настоящее время действующие правовые рамки существенно изменили характер взаимоотношений государства и хозяйствующих субъектов и по причине большой законодательной лояльности к сельхозтоваропроизводителям не лучшим образом сказались на сфере семеноводства. Россельхознадзор, как контролирующий орган со своей стороны ограничен рамками Федерального закона 294-ФЗ, который предполагает проведение проверок не чаще одного раза в три года. При этом далеко не все сельхозтоваропроизводители проверяются перед началом посевной. В то же время такие организации, как ФГБУ «Башкирский референтный центр Россельхознадзора» и филиал ФГБУ «Россельхозцентр» по РБ по своей сути не могут обязать хозяйства проверять свои семена, так как они в рамках оказания государственных услуг проводят испытания посевных и сортовых качеств семян исключительно по их заявкам. При дальнейшем обороте (фасовке, транспортировке, реализации, хранении, использовании) семенного материала ответственность за его качественные характеристики несут непосредственно хозяйствующие субъекты. Сельхозтоваропроизводитель, использующий семена для посева, обязан предварительно проверить их сортовые и посевные качества, что зачастую не выполняется на практике, что, приводит к потере урожая.
Управление Россельхознадзора по Республике Башкортостан проводит ежегодный мониторинг нарушений, выявленных в ходе контрольно-надзорной деятельности. Основным и главным было и остается нарушение правил хранения и использования семян без документов, удостоверяющих сортовые и посевные качества. При этом можно отметить, что большинство руководителей крестьянских-фермерских хозяйств впервые слышат о требованиях ФЗ «О семеноводстве», по их мнению, главное чтобы были семена, остальное вырастит само. А ведь зная основные показатели качества семян, можно отрегулировать норму высева семян, тем самым получить ко времени уборки оптимальное количество продуктивных стеблей.
Учитывая возможный недостаток семян сельскохозяйственных растений и предстоящий их ввоз из других субъектов,
необходимо, чтобы каждый человек имел документ (паспорт), а на семена, используемые для посевов сельскохозяйственных культур, должны быть документы, подтверждающие их сортовые и посевные качества. Следует отметить, что в настоящее время в связи с изменениями в законе «О семеноводстве» (в редакции Федеральных Законов №242-ФЗ и №248-ФЗ) определено, что подтверждение соответствия партий семян осуществляется только по инициативе заявителя (добровольно) в рамках гражданско-правового регулирования договорных отношений между заявителями и органами по сертификации. То есть если заявитель подтвердил свои семена через процедуру добровольной сертификации, то они должны быть обеспечены: а) сертификатом соответствия сортовой принадлежности; б) сертификатом соответствия. В другом случае, реализация партий семян сельскохозяйственных растений допускается при условии: а) сорт включен в Госреестр; б) наличие акта апробации, как документа удостоверяющего сортовые качества семян; в) протокола испытаний – удостоверяющего посевные качества семян. При этом сортовые и посевные качества семян должны соответствовать требованиям нормативных документов в области семеноводства сельскохозяйственных растений.
По оценкам большинства экспертов, российский рынок семян перенасыщен недоброкачественной продукцией. В незаконном обороте находятся семена неизвестного происхождения, с сомнительными посевными качествами, некондиционные. И по этой причине отечественное семеноводство считается одной из зон высокого риска для продовольственной безопасности страны. Чтобы уменьшить риски, уже сегодня требуются эффективные инструменты государственного управления в этой сфере, чтобы быть конкурентоспособными в данной отрасли. Сложившиеся условия требуют целенаправленной региональной селекционно-семеноводческой политики.
государственный инспектор Россельхознадзора.