Все новости

Нововведения позволят дошкольникам в будущем стать успешными и мобильными

С 1 января 2014 года введён в действие ФГОС дошкольного образования (далее - ДО). Впервые в истории российского общества дошкольное образование стало полноценным уровнем образования. Поэтому ФГОС ДО предполагает взаимодействие всех уровней и структур системы образования, которые должны обеспечить необходимые условия: нормативные, правовые, кадровые, научно-методические и материально-технические. Согласно новому Стандарту дошкольные учреждения продолжат готовить дошкольников к школе, но эта подготовка состоит не столько в формировании определённой суммы знаний, сколько в развитии базовых способностей личности, её социокультурных навыков и здорового образа жизни. У нас проделана большая работа по реализации внедрения ФГОС: создана рабочая группа и разработана «Дорожная карта», проведён анализ исполнения нормативных документов муниципального уровня; проведена корректировка и внесены изменения в нормативно-правовые документы дошкольных групп, приведены в соответствие с требованиями ФГОС ДО должностные инструкции сотрудников. В современном мире залогом успеха является обеспечение высокого качества кадрового потенциала, что в свою очередь поможет повысить эффективность деятельности организации, а значит сделать её наиболее конкурентоспособной. Все наши педагоги прошли обучение на курсах повышения квалификации, разрабатывают темы самообразования и пополняют своё «Портфолио» и методическую копилку. Предметно-развивающая среда в групповых помещениях организуется так, что каждый ребенок имеет возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Центральное место занимают материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры и игрушки. Анализируя развивающую среду в группах, мы убедились, что в большинстве групп она соответствует требованиям ФГОС ДО, но далека до идеала. Нам многое предстоит ещё сделать и на территории, ведь именно там дети проводят 30% времени, отведённого на активную деятельность. Участниками образовательного процесса являются и родители воспитанников, поэтому помимо традиционных форм работы с ними организованы инновационные приёмы: создан консультационный пункт, проводятся мастер-классы и совместные театральные представления. При реализации Стандарта мы столкнулись с рядом проблем. К сожалению, уровень материально-технического и финансового обеспечения педагогического процесса в соответствии с ФГОС ДО недостаточен: в группах отсутствует компьютерная техника, интерактивные доски; недостаточно игрового оборудования, канцелярских принадлежностей, развивающих игр, соответствующей мебели. Дошкольные учреждения недостаточно укомплектованы специалистами: логопедами, старшими воспитателями, психологами, инструкторами по физкультуре. Квалификация педагогических работников не полностью соответствует квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих. Наблюдается нехватка времени для проведения всех необходимых мероприятий и методов взаимодействия с детьми и родителями. Что же касается профессионального обеспечения, то это в достаточной степени основательный вопрос. Средний возраст профессионального состава педагогов 45-50 лет. И в данном случае сильная трудность. Через определенное количество лет сможет отмечаться одномоментный уход воспитателей образования дошкольников на пенсию, и организация дошкольного образования попадёт в абсолютную профессиональную яму. У нас весьма недостаточно 30-35-летних педагогов, которые прибудут на замену воспитателям предпенсионного и пенсионного возраста. В ситуациях сельской местности отыскать специализированный кадровый состав очень трудно. Проблемы есть. Но они решаемы. Главное не отступать и идти намеченной дорогой. И помнить, что никакие, даже самые замечательные, методические материалы и современнейшее оборудование не дадут результата, если не изменить самого педагога. Гарантией успешной реализации цели образования согласно новому Стандарту могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение к педагогической деятельности. И в заключение, общая задача педагогов – не превратить федеральный государственный образовательный Стандарт в «тормоз для корабля образования». Ведь нововведения сегодняшнего дня позволят дошкольникам в будущем стать успешными и мобильными в любых социально-экономических условиях. Гульнара ЯУБАШИРОВА,заведующий детским садом «Миляш»с. Большеустьикинское.