Смысл соблюдения поста в месяц рамадан заключен в том, что, во-первых, Коран был ниспослан умме (общине) пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) для поиска истины, чтоб уметь отличать правду от лжи, во-вторых, в этом месяце есть самая благословенная ночь – ночь «Аль-Кадер» (сура «Аль-Кадер»); в-третьих, Аллах Всевышний Сам возвысил этот месяц и умножил вознаграждение за все совершенные в этом месяце деяния; в-четвертых, в этом месяце ниспосылается судьба каждого на предстоящий год. «Рамадан – великий месяц. В этом месяце откроются двери Рая, а двери Ада закроются. Шайтаны будут посажены на цепь, и не смогут совершать зло. Ангелы каждый вечер будут призывать: «Эй, желающие добра, больше совершайте деяний! Эй, желающие плохих деяний, откажитесь от этой мысли, уменьшите свою испорченность!» – сказал посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Он также сказал: «Всемогущий и Великий Аллах сказал: «Любое дело сына Адама (делается им) для себя же, кроме поста, ибо, поистине, (пост соблюдают) ради Меня, и Я воздам за него». «У человека, держащего пост, есть две радости: от вкуса еды – при разговении и от награды поста – при встрече с Аллахом».
Постящийся получит свою награду сполна, а будет она такой, что ни представить ее себе, ни подсчитать невозможно: «Не знает человек, что из услаждающего взор сокрыто для них в качестве воздаяния за то, что они делали», «Поистине, получат терпеливые награду свою сполна без счета» – сказал Аллах Всевышний. Постящийся заслуживает того, ибо пост им держался только ради Аллаха.
Одна из восьми дверей Рая называется Раййан. В эту дверь не входит никто, кроме постящихся. «Где те, которые соблюдали уразу?» – будут призываться люди.
Держать пост в месяц рамадан – обязанность и за него большая награда, так как это веление Аллаха, сотворившего человека, давшего ему ум, здоровье, жизнь, и содержащего его. «О вы, верующие! Предписан вам пост, как он был предписан тем, кто жил до вас. Возможно, вы будете богобоязненны (вы можете защититься)», – сказал Господь Всевышний в Коране. Защититься, прежде всего, от Адского огня. «Кто на пути Аллаха хотя бы один день будет соблюдать уразу, того Аллах отдалит от Адского пламени на 70 лет пути», – сказал пророк (мир ему и благословение Аллаха).
«У всех вещей есть способ очищения, а очищение нашего тела – это пост», – сказал он также. У человека, соблюдающего пост, из организма выводятся лишние соли и другие вредные вещества (особенно при лучевой болезни). Человек избавляется от сердечно-сосудистых заболеваний; из кровеносных сосудов выводится холестерин. Потому пророк (мир ему и благословение Аллаха), сказал: «Держите пост, будете здоровы!». Результаты последних медицинских исследований показали, что во время поста организм самостоятельно начинает синтезировать недостающие витамины, и организм омолаживается после соблюдения уразы. Пост оберегает человека от грехов. «Кто не оберегает себя от скверных слов и дурных деяний, то Аллаху нет никакой нужды в том, что он не ест и не пьет», – сказал пророк (мир ему и благословение Аллаха).
И после всех этих примеров – по каким еще причинам можно не соблюдать уразу?!!
Утреннюю трапезу (сухур) заканчивают до наступления утренней зари, то есть примерно за два часа до восхода солнца. Обычно мусульмане ориентируются на азан. Азан означает время наступления утренней молитвы и конец утренней трапезы. «Если вы услышали призыв к намазу, а в это время у вас в руках оказалась посуда с едой или питьем, то сначала допейте или доешьте, а лишь затем оставляйте посуду!» – сказал пророк (мир ему и благословение Аллаха).
Ислам – божественная религия, в ней нет жесткости, и «Аллах никогда не желает человеку трудностей, а желает лишь легкости».
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) до совершения намаза (магриб-ахшам) начинал ифтар (разговение) с финика, а если его не было, то с чистой воды, и только потом совершал намаз.
Если человек нечаянно (забыв про уразу) поест или попьет днем, то его пост не нарушается. «Аллах Сам накормил-напоил», – сказал про такого пророк (мир ему и благословение Аллаха).
«Ифтар» с арабского означает «открывать, начинать», – трапеза после захода солнца. Большинство наших деревенских жителей живут в низинах, поймах, а городские – в окружении высотных домов. Из-за этого можно не увидеть, когда же действительно солнце заходит. На этот случай пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если небо на востоке начало темнеть, а на западе еще светло, но солнце не видно, то человек, соблюдающий уразу, может начинать трапезу». В облачные дни при закате солнца облака с восточной стороны становятся синеватыми, а с западной стороны облака немного отражаются лучами солнца. Наш пророк (мир ему и благословение Аллаха) после захода солнца не велел беспричинно отодвигать начало приема пищи до темноты: «Люди не будут оторваны от добра и хороших дел, если будут торопиться с ифтаром».
Ифтар можно начинать с любого продукта, которого не касался огонь: лучше всего с фиников, фруктов, чистой воды. У нашего народа есть обычай начинать трапезу с соли. Это не соответствует исламскому шариату (обычай этот появился в те времена, когда соль была дефицитом, и ею угощали самых дорогих гостей).
В нашем народе приняты званые обеды, чтобы прочитать Коран в память об умерших. Но мы это делаем, уподобляясь другим религиям. Это не сходится с нашим шариатом (исламским законодательством) и мазхабом Абу Ханифы (к которому мы относимся согласно географическому расположению). Получается, что мы совершаем то, что запрещено, и не делаем то, что велено.
Если мы хотим прочитать Коран и помянуть наших усопших, то это можно сделать и по нашему шариату: в месяц рамадан организовать ифтар, или в Курбан-байрам принести жертву.
В конце рамадана – мусульманский праздник – праздник разговения, продолжающийся 3 дня. К этому празднику долг каждого мусульманина – выплатить садака фитр, который раздается бедным, нуждающимся, сиротам, людям на пути Аллаха, а также путникам, чтобы они тоже могли отметить этот большой праздник.