Все новости

Изучение истории Салавата Юлаева продолжается

Откуда родом мать башкирского национального героя?

Крестьянское восстание под руководством Пугачева в 1773-1775 годах, в которой участвовало множество национальностей, стало одним из самых крупных в истории России.

С начала восстания прошло вот уже 245 лет, однако, события тех лет все больше обрастают новыми фактами, появляются исторические документы, вносящие поправки. Благодаря этому дополняется и конкретизируется история.

Башкирский национальный герой Салават Юлаев – сэсэн и поэт, 21-летний парень, борющийся за свободу своего народа и геройски противостоявший против царской власти и возглавивший башкирское движение – стал символом свободы своего народа. Поэтому его фигура занимает центральное место на гербе Республики Башкорстан и ныне.

История Салавата была изу-чена, его имя внесено в энциклопедию, но неизвестные и спорные факты жизни остаются. Особенно мало известно о родителях: откуда они и к какому башкирскому роду относятся – эти вопросы требуют более тщательного изучения. К сожалению, этому способствует и отсутствие исторических источников. Поэтому, поиски продолжаются и по сей день.

Однако, мне кажется, что пришло время прояснить эти факты. Будучи краеведом, предлагаю читателю свое мнение и видение этого вопроса.

На «Днях Салавата», которые прошли 26 сентября 2012 года в Салаватском районе, состоялись научно-исследовательские конференции. В них приняла участие ученый, научный деятель И. М. Гвоздикова.

В этой конференции выступающие делились мнениями. Одни утверждали, что мать Салавата Азнабика родом из Салаватского района, другие говорили – из деревни Утяшево Белокатайского района, кто-то доказывал, что она из деревни Лемез-Тамак Мечетлинского района.

Тогда своей точкой зрения поделился и я. Салават Юлаев побывал в деревне Большекызылбаево и два раза в Кутушево. Факт, доказывающий правдивость народных легенд – на следующий же день его отец Юлай был в Красноуфимской крепости. Расстояние между Салаватским районом и Красноуфимском – 200 км, а от деревни Кутушево – всего 100. Значит, то, что он побывал у родных со стороны матери – правда. При этом, Гвоздикова напомнила об отсутствии исторических фактов, и поэтому этот вопрос остается открытым.

Отрадно, что в 2016 году в свет вышел 18-й том «Кошсо, сызги, упеи» сборника «История башкирских родов». Особое внимание стоит обратить на информацию о деревне Рахмангул в сборнике документов «Горная власть» и башкиры в XVIII веке». В ней упоминается отец Салавата – Юлай Азналин:

«Образование этого села связано с именем «верного» башкирского старшины Кузяша (Кудаша) Рахмангулова, который образовал Большекущинскую волость, заняв часть земель Ишимской волости. Башкирские старшины, среди которых был Юлай Азналин (отец Салавата), выселили его с родной земли из-за его соглашательской, по отношению к властям, позиции. Он переселился на другое место – нынешнее Рахмангулово. Используя свои связи и влияние генерал-губернатора старшина продал Строгановым за 300 рублей, часть земель Ишимской волости, которая была передана заводчанину Лучинину уже за 280 тыс. рублей».

Что же дает эта информация?

Несомненно, она очень ценна, потому что старшина Кузяш Рахмангулов, будучи исторической личностью, в восстании 1735-1740 годов выступал на стороне властей. Будучи «верным старшиной», он продолжал продавать земли российским заводчикам. Документ о продаже им земель деревни Шигир за 300 рублей был напечатан в очерке русского писателя Скалозубова в 1893 году.

В этом документе также есть список жителей деревень Кудяш и Шигир – 14 человек. Но среди них нет имени Юлая Азналина: значит, он из другого рода. В документе указано, что его избирают старшиной. Разве отсюда не следует, что старшина соединил деревни Арти и Уфу-Шигир с родом кошсо? В очерке Скалозубова написано: «… Что живут деревни Урмекеево, Уфа-Шигири, Арти-Шигири на даче Артинского казенного завода на проданной ими земле».

В исторических источниках об отце Салавата Юлае Азналине информации очень мало. В разных источниках пишут, что он был старшиной. В исторической документальной повести «Сын Юлая Салават» Мираса Идельбаева (книга «Жизнь почетных личностей») русский историк Р. Г. Игнатьев пишет: «Будучи верным, он привил ненависть ко всему русскому сыну…». Другой русский писатель Ф. Д. Нефедов позже отмечал: «Это был человек умный и влиятельный. Несколько раз подряд назначался старшиной волости…». То есть в 1760-1768 годах был назначен генерал-губернатором А. А. Путятиным. Получается, что Юлай Азналин был изгнан до 1760 года.

Годы рождения Салавата определяются как 1752-1754 г. Из источников следует, что Юлай был тесно связан с родом Оло Кошсо. Например, его участие в походе на Польшу (1771-1772 гг).

Исякай Садыров – башкир деревни Магаз (метеевский аймак, версия автора) рода Оло Кошсо. Метеевский аймак есть в деревне Мелекасово, и мелекасовцы считают Азнабику своей.

Исякай Садыров вернулся с похода в 1772 году. Его сын к этому времени основал свою деревню – Кутушево. Деревня была переселена. Доказательством тому могут послужить записи исследователя Лепехина: «Проходит Большую Оку, Большекызылбаево, Сальзигутово, Магаз и Трубкильдино». То есть не через Лемез-Тамак, а деревню Магаз, которая чуть выше на 1 км.

В своей книге Мирас Идельбаев также упоминает о том, что сын Юлая Салават был в Лемез-Тамаково, когда ему было 17-18 лет. Из этого следует, что, живя много лет с отцом в роду Кошсо, в 1768 году он возвратился в родной край. И этот исторический материал «Горная власть и башкиры в 18 веке» является для нас находкой.

По нему мы сегодня узнаем, что в те годы были крупные махинации. А как иначе назвать продажу земли за 300 рублей, а потом перепродажу за 280 тыс. рублей?

Можно сделать вывод, что это небольшое открытие немного открывает завесу тайны, касающуюся родителей Салавата Юлаева. Важным является и то, что народная борьба за свободу, продлившаяся около двух веков, получила огласку лишь при Советской власти, то есть после конца царской.

Говоря по-другому, февральская революция стала толчком к краху царской империи, и большевики под предводительством В. И. Ленина установили пролетарскую диктатуру. Они объявили, что власть будет принадлежать народу, а богатства страны станут достоянием нации, неравенство исчезнет.

Крестьянское восстание 1773-1774 годов было названо борьбой солидарных народов. А башкирский народ был организатором одного из самых крупных национальных движений в этой борьбе против уничтожения народа, продажи своих земель и строительства на них заводов русскими. Русские же вели борьбу против мещан.

Русские и башкиры боролись вместе, объединив усилия. Отсюда возникает вопрос: идея родства и дружбы двух народов – это реальность или миф? На эту тему до сих пор идут споры. Русские националисты называют нас «упрямыми башкирами» («баш» – голова, «кир» – упрямый). Поэтому, не стесняются открыто говорить о личности Салавата Юлаева, а те, кто не разбирается в истории – следуют им.

Северо-восточные районы иначе называют родиной Салавата. Потому что здесь он вел бои. С тех пор прошло 240 лет, но эти исторические события остаются в памяти народа. В Салаватском районе работает музей героя, в Мечетлинском районе по дороге Уфа – Екатеринбург у деревни Сальзигутово поставлен обелиск с именами руководящих старшин и сотников, участвовавших в восстании. В планах – установка стелы в трех деревнях – Кутушево, Большекызылбаево, Большая Ока – в которых был Салават Юлаев.

Мечетлинцы неравнодушны к истории своего края. Особенно важно прививать интерес к ней у детей и молодежи – это наша задача.

Марат ГАФАРОВ,

краевед, ветеран образования.