Все новости
Новости
2 Октября 2020, 11:25

Президент объявил о реформе лесной отрасли и потребовал внедрить кардинально новые подходы в борьбе с незаконной вырубкой

Варварское отношение к лесу — одному из наших главных сокровищ — должно уйти в прошлое. Владимир Путин накануне поздно вечером провел совещание, на котором потребовал решить проблемы лесного сектора, а их немало. Проведенные ранее реформы вырвали отрасль из 90-х, но в современность ее так и не привели. Леса вырубаются без восстановления. По-прежнему это бизнес, где сплошные серые схемы, и честным предприятиям там нелегко. Менять это президент потребовал жестко и последовательно.

Часть сибирской тайги из космоса сегодня выглядит так: кажущиеся маленькими квадратики — сплошная вырубка леса. Каждый такой квадратик — минимум пять гектаров. Несмотря на то, что еще 2006-м в России, где растет пятая часть всех лесов планеты, вступил в действие новый Лесной кодекс, по которому права на использование лесных ресурсов были закреплены за регионами, появились аукционы по продаже участков, вырубкой зачастую продолжают заниматься полукриминальные структуры.
— В. Путин: То, что там происходит, вообще ни в какие ворота не лезет. Нужно повышать качество государственного лесного надзора, в целом необходимо создать условия и прочную основу для уверенного роста и развития отрасли. И главенствующий принцип здесь, к сожалению, остается: любой ценой взять объемы, а после хоть трава не расти. И не растет – ни трава, ни лес не растет. Потому что повсеместной практикой стали так называемые серые схемы выделения лесных участков, ну и вообще жульничество процветало так, как никогда, расхищение просто зашкаливало, процветали хищнические, нелегальные вырубки.
То есть российский лес стал пропадать в буквальном смысле на глазах. Львиная доля уходит на экспорт. Чаще всего в Китай. Таможня сталкивается с контрабандой ежедневно, и это не преувеличение. Только с начала года в стране возбуждено больше двухсот уголовных дел. При этом, по словам президента, дальневосточные субъекты Федерации не спешат наращивать собственные мощности по глубокой переработке древесины. Отрасль не декриминализуется, а глубже уходит в серые схемы.
— В. Путин: Продолжается практика экспорта простого сырья, товаров низкого передела. Более того, зачастую все это идет через разного рода опять же серые или откровенно криминальные схемы вывоза продукции. Проще говоря – как это называется? – гонят контрабанду.
Только за этот год ущерб от такой контрабанды — свыше 4,5 миллиардов рублей. Под каким только видом не вывозят сегодня за границу ценный «кругляк» — необработанную древесину.
«Объем не соответствует весу, большое количество наименований древесины, большое количество заявленных диаметров, не тот производитель, не тот участок, с которого она произошла. Таких нарушений достаточно много выявляется», — отмечает начальник Сибирской электронной таможни Егор Вегнер.
Именно поэтому в кратчайшие сроки необходимо полностью изменить схему отслеживания цепочки от вырубки до переработки и поставки леса на экспорт. Запустить федеральную информационную систему, включающую государственный лесной реестр в электронной форме. То есть оборудовать приемниками ГЛОНАСС каждую машину на лесных делянках. Прозвучало даже предложение – конфисковывать технику без таких приемников. Видеофиксация всех этапов переработки и хранения древесины — это, например, было предложение ФСБ, настолько остра проблема. А также наблюдение за всем процессом вырубки леса с дронов — так сейчас уже следят за лесными пожарами.
— В. Путин: Поручаю с 1 января 2022 года ввести полный запрет вывоза из России необработанных или грубо, только для вида обработанных лесоматериалов хвойных и ценных лиственных пород. Также предлагаю ввести должность главного федерального государственного лесного инспектора по субъекту Федерации.
Также необходимо запустить программу помощи малым предприятиям на переоборудование производств. Поддержать молодых специалистов, которые захотят прийти в отрасль, по схеме, схожей с поддержкой молодых специалистов на селе. То есть с выделением жилья и достойной зарплатой. К тому же, чтобы лес не только вырубался, но и восстанавливался, нужно вернуть практически исчезнувшие в регионах лесные питомники.
— В. Абрамченко, заместитель председателя правительства: За несколько десятилетий в современной России весь экономически выгодный, скажем так, лес уже вырублен. А поскольку темпы по лесовосстановлению недостаточны, мы не восстановили за эти годы лес, который срубили.
— Д. Кобылкин, министр природных ресурсов: Каждый субъект Российской Федерации — в идеале это моя мечта, я думаю, что мы обязательно ее реализуем — должен иметь, конечно, питомник. Тогда мы будем понимать, что, сколько бы леса мы ни вырубали, как бы мы промышленно ни развивали нашу страну, мы все равно будем его восстанавливать.
Кроме этого, необходимо строительство в Сибири и на Дальнем Востоке крупных целлюлозно-бумажных и деревообрабатывающих производств, чтобы за границу мы продавали не сырье, а готовую продукцию. Только так можно защитить лес от хищнической вырубки.
— В. Путин: Давайте займемся этим, подойдем к этому снаряду еще раз и серьезно, с тем чтобы ни у кого в нашей стране не было озабоченности по поводу судьбы русского леса – действительно нашего российского общегосударственного достояния.
По плану только в этом году необходимо восстановить 1 миллион 100 тысяч гектаров леса. А уже к 2024-му планируется выйти, как говорят чиновники, на стопроцентный баланс. То есть вместо каждого вырубленного или сгоревшего во время лесного пожара дерева должно быть посажено новое.
Также в Совете Федерации предложили увеличить число лесников в стране вдвое. А при обсуждении бюджета на следующий год — учесть повышение их зарплаты. «Единая Россия», в свою очередь, по словам секретаря генсовета партии Андрея Турчака, в кратчайшее время пообещала подготовить поправки в Лесной кодекс на основе предложений президента.