Все новости
29 Мая 2019, 17:00

Всегда был верным Родине

Судьба Гиззата Гибатова из деревни Сулейманово сложилась непросто. Но он всегда был патриотом. Об этом человеке в своей книге «Если я не буду гореть…» написал наш земляк Ризван Хажиев.

В середине сентября 1941 года полк, где служил Гиззат Гибатов, во время обороны сахарного завода близ деревни Крюковка Черниговской области, оказался в осаде. Утром фашисты сломили оборону. Прибывший связист передал приказ командира полка: вырваться из осады.

Младший лейтенант Гибатов собрал оставшихся в живых солдат, по численности они не достигали и взвода.

– За мной! – крикнул он им и устремился к немецким окопам.

В короткой, но жесткой борьбе Гиззат получил контузию и ранение в ногу.

Однако прорваться из фашистского тыла не удалось. Раненные и обессиленные солдаты направились в лазарет. Но вместо него наткнулись на полу-разрушенное здание с разбитыми окнами. Решили в нем набраться сил, чтобы вновь постараться прорваться к своим. Но немцы, узнав о том, что в здании лазарета прячутся советские солдаты, взяли их в плен и на следующий же день отправили в Германию…

В концлагерь, окруженный железной проволокой под высоким напряжением, как-то пришел человек в черном пальто и шляпе. Он обратился к пленным:

– Мы должны вернуться домой, победив большевиков и коммунизм. Те, кто запишется в армию освобождения России, после войны получат землю и имущество.

На команду «Кто хочет записаться в армию освобождения – три шага вперед!» никто не отреагировал. Тогда человек в пальто подошел к Гиззату, который выделялся среди других высоким ростом.

– Вот ты откуда? – спросил он. – Из Башкортостана? Знаю, башкиры хорошие воины, меткие стрелки.

Он хотел положить руки ему на плечо, но тут Гибатов строго и громко произнес:

– Да, башкиры такие, но среди нас, таких как ты, продажных, нет! Убери свои руки от меня!

После этих слов начальник лагеря пистолетом ударил его по голове и окровавленного пленного утащили в карцер. На этом агитация «гостя» закончилась.

После долгих пыток, его вновь привели в барак. Другие пленные смотрели на него уже с неким уважением. Врач, к которому его привели, оказался татарином из Казани. Он сообщил ему, что фашисты собираются отправить пленных в Дахау и Гиззат, наверняка, будет первым в этом списке. А там их всех ждет смерть.

– Тебе нужно бежать, – сказал врач к удивлению пленника. – Нужно идти не в Польшу, а в Чехословакию. Там, говорят, усиливаются отряды партизан и сопротивления.

– Кто же вы?

– Потом, все потом… Возможно, после войны еще встретимся с тобой.

Но увидеться с ним снова было не суждено.

Холодной февральской ночью группа пленных, среди которых был и Гиззат Гибатов, совершила побег из лагеря. Их обнаружили у города Дрезден и отвели в тюрьму.

Его и еще одного пленного по фамилии Гриценко на работу забрал управляющий сыроваренным заводом.

В марте 1945 года Петро Гриценко погиб под обстрелом американских самолетов, а Гиззат смог сбежать с завода во время одного из таких обстрелов. Долгожданную Победу он встретил в Чехословакии.

Несмотря на то, что в окопах ему пришлось воевать недолго, в плену он вел такую же войну против фашистов. Ни раз ни поступками, ни делом не изменил Родине, оставался тем же младшим лейтенантом, до самого конца верный Отчизне.