Все новости
27 Апреля 2020, 16:00

Тихий подвиг

…Да разве об этом расскажешьВ какие ты годы жила!Какая безмерная тяжестьНа женские плечи легла!...М. Исаковский«Русской женщине»

Вот уже прошло 75 лет, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо её до сих пор не затихает в людских душах. Выросли новые поколения. Но совесть и долг перед погибшими и пережившими войну не должны позволить нам забыть ту героически-трагическую страницу летописи нашего много- национального государства. Мы не имеем права забывать ужасы той войны, чтобы она не повторялась вновь. Мы не имеем права забывать тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы не вправе забывать о тех, кто работал для фронта, для Победы.
Читая о героическом подвиге народа в годы войны, я в первую очередь вспоминаю свою бабушку – Храмцову Клавдию Яковлевну (1910 г.р.) Все знакомые и родственники ее звали – Глашей.
Многое из воспоминаний, рассказанных нам, ее внучкам, стирается из памяти. Но я хочу, хотя бы на страницах газеты, отдать дань памяти, и поклониться до земли моей бабушке и миллионам ее сверстниц, на плечи которых легла вся тяжесть военного лихолетья.
Наш дед, Закомлистов Павел Иванович (1912 г.р.), был уроженцем д. Бургаджино Мечетлинского района. Погиб в 1942 году в Сталинградской битве.
Видимо до войны он работал в д. Бургаджино мельником, потому что, когда его призвали на фронт – мельником стала наша бабушка. Она всю войну проработала на мельнице, выполняя тяжелый мужской труд, таская мешки с зерном. Результатом такого тяжелого труда, стала инвалидность. От тяжелой работы у нее срослись два шейных позвонка.
Бабушка одна воспитывала своих дочерей. Нашу маму – Антонину (1931 г.р.) и Валентину (1937 г.р.). Был еще средний сынок Толя, но в 3 годика умер от скарлатины.
Бабушка не часто вспоминала о тех годах, видимо считала, что так жили многие в то нелегкое время. Но и то, чем она с нами делилась – потрясает до глубины души.
Надо было кормить бойцов. Все зерно уходило на фронт. Летом еще можно было прокормиться. Ели лебеду, мололи на мельнице желуди и пекли лепешки, собирали ягоды и грибы. Но, наступили зимние холода, и, в деревню пришел голод.
В основном от него страдали многодетные семьи. Бабушка вспоминала, что когда она шла по заснеженной деревне, то замечала, что в некоторых избах давно не топятся печи, не горит свет, и нет следов к дому или из дома. Деревенские жители пухли от голода и не могли даже передвигаться. Бабушка делала болтушку из отрубей и молока. Почти единственная в деревне, она держала корову. Обессиленным, умирающим от голода людям, она давала по ложке болтушки. Много было нельзя, оголодавший организм не смог бы справиться с пищей. Голодали все.
На бургаджинскую мельницу привозили молоть зерно зажиточные колхозники из соседних русских деревень Ярославки, Вознесенки. Когда они уезжали, бабушка сразу начинала молоть желуди, собранные жителями деревни, для того, чтобы хоть толика оставшейся в механизме муки смешивалась с желудями.
Самые близкие родные тоже слабели. Так в самый голодный военный год на саночках из Большеустьикинска, жена брата Петра, тетя Юля, привезла опухшего от голода сына Витю. У них в семье было восемь детей. Бабушка выходила его. Он всю войну прожил в семье бабушки, в деревне. До конца своей жизни он называл нашу бабушку Глашу – мамой. Дочь Валя пошла в Бургаджино в школу. Обе дочери всю жизнь прекрасно изъяснялись на башкирском языке.
Я по делам приезжала в Бургаджино в 1993 году и видела, то место, где стояла мельница. Разговорилась с местными жителями. Рассказала, что моя бабушка была здесь мельником в годы войны. Одна старая женщина, плача, и путая русскую речь с башкирской, бросилась обнимать меня. Она помнила мою бабушку. Как я поняла – ее семью спасла моя бабушка от смерти. Подошли еще несколько пожилых женщин. Все они что-то говорили, обнимали меня и плакали. Уезжала я из деревни вся зареванная и с чувством гордости за свою бабушку.
Может быть, в деревне остались живы те, которые еще помнят о тех тяжелых военных годах, и о «тихом подвиге» моей бабушки, спасшей несколько бургаджинских семей.
Всю жизнь бабушка помогала людям. Она была лекарка. Излечивала рожистое воспаление, зоб, могла спасти укушенного змеей человека. Это умение ей досталось от нашей прабабушки Анны Фоминичны, которая была очень сильная лекарка и излечивала множество болезней. Даже останавливала кровотечение из ран.
Бабушка всегда сокрушалась, что не успела многому научиться. Во-первых, всю жизнь на лекарок и травниц шло гонение государства, и это умение очень тщательно скрывалось. Во-вторых, бабушка, всегда жила далеко от родительского дома и редко виделась со своими родными. Она вспоминала, что пришлось научиться работать на тракторе марки «Фордзон» с железными колесами. В 20-30 годы это была невиданная техника для деревни. Молодых девчат учили быть трактористками. Потом пришлось долгое время проработать дояркой.
Из-за инвалидности бабушка рано ушла на пенсию. Она воспитала нас, троих внучек, дочерей старшей дочери Антонины. Наша мама тяжело болела, практически была прикована к постели. Тоже сказались послевоенные годы на лесозаготовках и торфоразработках. Молодежь вербовали в трудовые бригады. Было голодно и очень холодно. Мама вспоминала, что порой ноги примерзали к сапогам.
Бабушка взяла всю заботу о нас на себя. Она не только кормила и обстирывала нас, но и прекрасно умела шить и вязать.
Мы щеголяли в обносках, которые перешивала бабушка из вещей, присланных из города нашими родственниками.
Умерла наша бабушка Глаша в 1985 году на 75 году жизни. Похоронена в Эстонии, в городе Силламяэ. Судьба распорядилась так, что нам, ее внучкам, в 80-годы довелось жить в Эстонии. Бабушка, уже в преклонном возрасте переехала к нам. Она хотела всегда быть рядом, где бы мы ни жили.
Старшая внучка Ольга и внучка Надежда (дочь Валентины) до сих пор живут в городе Силламяэ и ухаживают за её могилкой.
Мы безмерно благодарны нашей бабушке за то, что она нас воспитала порядочными, трудолюбивыми людьми. Посвятила нам всю свою жизнь!
(Бабушка Глаша с дочками, на мельнице в д. Бургаджино. 1942 год.)
Труд женщин в годы войны золотыми буквами вписан в героическую летопись истории нашей Родины. Мы сами видели, что все ее подруги односельчанки – вдовы, и после войны не вышли замуж, одни поднимали детей. На их долю выпал нескончаемый труд.
В преддверии грандиозного праздника для нашей страны, нам хочется до земли поклониться нашей бабушке, ее сверстницам и всем тем, кто отстоял этот мир.
Большая просьба к жителям деревни Бургаджино! Может кто-то еще помнит нашу бабушку и ее детей. Прошу откликнуться.
Людмила КРЮЧКОВА,
библиотекарь Мечетлинской
межпоселенческой библиотечной системы.