Все новости
Политика
18 Декабря 2017, 16:07

Большая пресс-конференция Владимира Путина

14 декабря Президент России Владимир Путин провел 13-ю большую пресс-конференцию. Глава государства ответил на самые злободневные вопросы, дал оценку работе правительства и губернаторов, а также наметил важнейшие темы предстоящего года во внутренней и внешней политике.

Кроме прочих областей, на пресс-конференции были затронуты и такие темы, как изучение национальных языков, кадастровая стоимость земли, повышение пенсионного возраста и налоговая реформа.

Вопрос: Вы знаете, что нашу республику (Республика Татарстан – прим. ред.) и многие регионы в этом году всколыхнул языковой вопрос. Мы, конечно, переживаем, не будет ли нам хуже.

В. Путин: Вопрос, связанный с языком, направлен только на одно – создать всем детям, где бы они ни проживали на территории Российской Федерации, равные стартовые условия для будущей жизни.

Если люди будут знать свой национальный язык, о чём я сейчас тоже скажу, считаю это очень важным на самом деле, будут тогда отставать в языке межнационального общения – в русском языке, а преподавание в ведущих вузах страны ведётся на русском языке, мне кажется, что это было бы плохо по отношению к детям, проживающим в Татарстане. Вот и всё.

Но что нужно точно обеспечить – нужно обеспечить людям возможность изучения родного языка, не только татарского, но и марийского, и чеченского, и какого угодно другого.

У нас, слава богу, огромное разнообразие таких языков. Это наша гордость и это наше богатство – культурное и языковое многообразие. И это, безусловно, должно быть поддержано.


ГТРК «Псков», корреспондент А. Чабан: Дело в том, что за последние полтора года в стране резко повысилась кадастровая стоимость земли, что повлекло за собой увеличение налогов на землю. Это коснулось в первую очередь простых людей – владельцев дач, садовых участков, да и тех, кто живёт в деревнях и сёлах. К примеру, в Псковской области налог на землю вырос более чем в 10 раз. Владимир Владимирович, можно ли разобраться с этим вопросом окончательно?

В. Путин: Да, это реальный вопрос.

Прежде всего, конечно, во всём мире так устроено, и это естественно: собственники определённого имущества его содержат, платят налоги. У нас есть льготные категории граждан, которым делают вычет с имущества стоимостью 10 тысяч рублей. Но земельные участки, о которых Вы сказали, эти так называемые шесть соток, во многих регионах страны дороже, чем 10 тысяч рублей, в подавляющем большинстве.

Поэтому думаю, что в самое ближайшее время такое поручение обязательно дам Правительству. Чтобы Правительство вместе с депутатами Государственной Думы приняло решение, согласно которому все те льготные категории граждан, которые получали денежный вычет из 10 тысяч рублей, получили льготу в натуральном выражении и не платили вообще за все эти шесть соток никаких налогов. То есть те категории, которые имеют льготу по 10 тысяч рублей.

Но этого, считаю, недостаточно. Плюс к этому нужно расширить список за счёт всех пенсионеров по старости. Потому что, во первых, эти люди уже имеют льготы, связанные с квартирами и домами, и пополнение этого списка за счёт пенсионеров по старости будет логичным и справедливым. Государство от этого не пострадает.


З. Султанова, «Челнинские известия»: В последний год очень много говорят об увеличении пенсионного возраста. И всем понятно, что дело уже только во времени. Когда будет принято решение, и как Вы считаете, на сколько нужно повышать пенсионный возраст для мужчин и женщин?

В. Путин: Действительно, те, кто выступает за повышение пенсионного возраста, говорят о том, что планка выхода на пенсию была обозначена в 30-е годы прошлого века. Когда только устанавливали 55 лет – для женщин и 60 лет – для мужчин, тогда и продолжительность жизни была примерно такой же, как это ни странно. Примерно.

О чём говорят сторонники повышения пенсионного возраста? Они говорят о том, что если этого не сделать, то с учётом увеличения продолжительности жизни количество работающих будет сокращаться, а количество людей, вышедших на пенсию, будет увеличиваться, и это не даст возможности нам сбалансировать пенсионную систему.

Это совсем не значит, что государство не будет в состоянии выплачивать пенсию. Оно будет в состоянии выплачивать пенсию, там не возникнет катастрофической ситуации, при которой выплаты прекратятся, но доходы пенсионеров будут заморожены и с учётом инфляции будут сокращаться. Так говорят сторонники повышения пенсионного возраста.

Они же говорят, что если повышать пенсионный возраст, то нужно повышать одинаково и для мужчин, и для женщин.

Но есть и те, которые предупреждают о том, что есть проблемы в случае повышения пенсионного возраста. На что они ссылаются? Они говорят: «Мы хотим придать нашей экономике инновационный характер. Мы хотим, чтобы главную роль играли цифровые технологии».

Что это значит? Это значит, что тот результат в экономике и на предприятиях, в сфере реального производства, который достигается, условно говоря, применяя тысячу работающих, завтра на этих предприятиях, может быть, потребуется не больше ста, да плюс ещё возраст выхода на пенсию мы снесём вправо до 63 или 65 лет, некоторые предлагают.

А куда девать этих людей, которые высвободятся от работы? Что будет с рынком труда? Есть и другие соображения. Для того, чтобы принять окончательно, нужно всё это просчитать реально. Я говорю не для того, чтобы уклониться от ответа. Посчитать по каждой позиции, к чему что приведёт.

Но, разумеется, при любом варианте принятия решения это не коснётся тех, кто уже вышел на пенсию, это первое. И второе, уже совершенно точно, это не должно быть никаким шоковым решением, не должно быть разовым, это должно быть, как во многих странах делается, постепенно и мягко – или через полгода, или через год.

Но повторяю ещё раз и хочу это подчеркнуть: никакого окончательного решения не принято. И ещё одно, чрезвычайно важное обстоятельство: такие решения не могут приниматься кулуарно, даже на уровне Правительства.


С. Шахов, Уфа, «Общественная электронная газета»: Одна из головных болей каждого региона – это получение федеральных средств. Башкортостан, условно, собирает 100 миллиардов налогов, 50 отправляет в федеральный бюджет, и потом многочисленные делегации ездят в Москву, чтобы получить субсидий ещё 30 миллиардов.

Считаете ли Вы необходимым провести налоговую реформу, чтобы дать регионам больше собираемых ими средств? Например, до 2010 года регионы получали пять процентов собранного налога на полезные ископаемые.

Это позволило бы на местах распоряжаться деньгами более эффективно, например, начинать ремонтировать дороги вовремя, а не в декабре, когда федеральные деньги поступили и их нужно освоить.

В. Путин: Да, я так считаю. Эти решения мы обсуждаем. Буквально на прошлой неделе ещё раз к этому возвращались: и по дорожному строительству, и по доходам регионов говорили.

Мы исходим из того, что где бы ни жили люди, в каких регионах, они должны жить примерно одинаково. Понятно, это очень сложно сделать. Конечно, субъекты развивались по-разному, и регионы, которые с низко достаточным бюджетом, в этом не виноваты. Поэтому на протяжении многих лет мы занимаемся выравниванием бюджетов. Регионы, в которые страна вкладывала десятилетиями, а может и 100 лет, огромные ресурсы, в том числе и несамодостаточные. Справедливо сегодня перераспределение средств от регионов доноров (а их сегодня 12) в другие субъекты Российской Федерации. Мы аккуратненько это будем делать, разумеется, не подрывая желания регионов-доноров развивать свою экономику дальше.

По поводу реструктуризации. Как я уже говорил, и правительство наше: принято решение реструктурировать на семь лет кредитные задолженности практически всех регионов страны. Под 5%. Регионы, которые обеспечат рост налоговой базы не ниже инфляции, получат эту рассрочку не на семь, а на 12 лет. Это даст возможность регионам получить дополнительно совокупно выигрыш в размере 430 миллиардов рублей, которые должны пойти на оздоровление финансов и на социальное и экономическое развитие. Все регионы восприняли это с большим энтузиазмом, в том числе Новгородская область (прим. ред. — вопрос от Уфы прозвучал в тандеме с Великим Новгородом). Таким субъектам, я подчеркну, будет оказана дополнительная помощь. У нас таких регионов в стране буквально три-четыре.

Это решение не принято. Нужно прекратить безудержный рост часто необоснованного закредитования регионов России в коммерческих банках под экономически необоснованно высокие проценты. Что происходит? Ведь есть возможность перекредитоваться под госкредит, уйти на меньшую ставку. Но нет, не делают этого. Почему? Есть сговоры между властями и коммерческими банками. Есть определенные параметры, по которым коммерческие банки бизнес-структурам деньги не выдают. А регионам — пожалуйста. Почему? Потому что знают, что их обеспечит государство. Легко идут и берут эти деньги, но не думают совершенно о последствиях. Нужно будет ввести ограничение. Я ни с кем еще не говорил об этом. Думаю, мы должны будем это сделать».


(Стенограмма).